Несмотря на тотальное летнее затишье, литературная премиальная жизнь не то чтобы бурлит, но продолжает иметь место. В июне объявили победителя «Национального бестселлера», на днях Ассоциация книгоиздателей России назвала «Лучшие книги года», а Русский Букер обнародовал лонг-лист.
При этом в премиальном процессе наблюдаются две тенденции – можно сказать, крайности.
Такие премии, как Русский Букер, «Национальный бестселлер» и «Большая книга», похоже, скоро можно будет сливать в одну: участники их лонг- и шорт-листов кочуют из одного конкурса в другой. Взять хотя бы длинный список последнего Букера: из 33 произведений семь («ЖД» Дмитрия Быкова, «Алфавита, книга соответствий» Андрея Волоса, «Матисс» Александра Иличевского, «Ампир V» Виктора Пелевина, «Неверная» Игоря Сахновского, «Синдром Феникса» Алексея Слаповского и «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой) уже известны как финалисты «Большой книги-2007». Если сличить длинные списки этих премий, совпадений будет еще больше: «Побег куманики» Лены Элтанг в «Большой книге» добрался до лонг-листа, а на «Нацбесте» – до финала и даже получил там печатную машинку и гипсовую ногу в качестве спецпризов. «ЖД» и «Даниэль Штайн» также вышли в финал последнего «Национального бестселлера». Ничего удивительного нет: премий сейчас много, а хороших писателей мало. Их имена у всех на слуху, они чуть ли не каждый год (а то и чаще) выпускают новые книги или публикуются в толстых журналах, то есть активно участвуют в текущем литпроцессе.
В общем, работают люди и поэтому не могут не попадать как минимум в длинные премиальные списки. Это касается и тех, кто пока не столь раскручен, как Быков или Улицкая, – тот же победитель «Нацбеста» Илья Бояшов в последние годы помимо «олауреаченного» «Пути Мури» выпустил «Армаду» и «Безумца и его сыновей», которые не прошли незамеченными. Так что «перекрестное опыление» в данном случае вполне закономерно.
С другой стороны, есть множество премий, которые награждают книги, не ставшие литературными событиями, а то и вовсе прошедшие без следа. Пример тому – последние «Лучшие книги года», присуждаемые Ассоциацией книгоиздателей России. Возможно, для этой ассоциации действительно самой главной книгой года стал альбом очерков и фотографий «Сибирь, Сибирь┘» Валентина Распутина и Бориса Дмитриева (номинация «Издание, ставшее событием года», Иркутск, издатель Геннадий Сапронов). Но не для читателей. Тем более это переиздание работы пятнадцатилетней давности. Понятно, что Распутин – это имя, фигура, если хотите, бренд, но неужели из 560 работ, представленных на конкурс, не нашлось ничего посвежее? Хотя издано, безусловно, великолепно и событием, конечно, является.
Кроме того, среди победителей – серии книг «Путешествие в историю┘» издательства «Русское слово – РС» и «Новая библиотека поэта» гуманитарного агентства «Академический проект», а также книги В.Г.Глушковой «Духовные светочи Москвы. Храмы, люди, судьбы» (М., Белый город), П.А.Кореня «Помни обо мне – шепчет прах» (СПб., Писатели и Пишущие), М.Дружининой «Волшебная флейта: сказки и легенды» (М., Дрофа-Плюс) и другие (всего 20 номинаций).
Вернемся, однако, к Букеру. Мы не назвали остальных потенциальных лауреатов, а именно: Анатолия Азольского, Чингиза Айтматова, Ариадну Борисову, Наума Брода, Николая Верещагина, Евгения Войскунского, Александра Вяльцева, Андрея Дмитриева, Бориса Евсеева, Анатолия Курчаткина, Майю Кучерскую, Владимира Маканина, Анатолия Макарова, Юрия Малецкого, Дана Марковича, Марину Москвину, Владимира Мощенко, Андрея Рубанова, Александра Сегеня, Николы Седнева, Владимира Сорокина, Дмитрия Стахова, Алекса Тарна, Эйтана Финкельштейна, Алексея Фомина и Елену Чижову. Не будем строить предположений, хотя можем признаться: болеем за Евсеева, Стахова, Войскунского, Слаповского. Но все прогнозы отложим до осени, до нового всплеска премиальных страстей.