В этом году премия отмечает маленький, но юбилей – пятилетие со дня основания. В числе ее лауреатов – Василий Белов, Тимур Зульфикаров, Алексей Иванов, Анатолий Ким┘
Премия присуждается по двум номинациям – «Современная классика» и «XXI век» («Яркое произведение современной прозы»). Кандидатуры «современных классиков» не обсуждаются (по крайней мере публично): лауреата называет жюри уже на церемонии награждения. Причем обычный для других литературных наград «срок давности» здесь не действует: произведение может быть написано и опубликовано хоть 50 или 100 лет назад. Шедевры не стареют. Главное – чтобы автор жил и здравствовал.
Авторы же ярких современных произведений проходят обычное премиальное сито – лонг-лист, шорт-лист┘ В этом году жюри в составе Льва Аннинского, Павла Басинского, Игоря Золотусского, Валентина Курбатова, Владислава Отрошенко (который тоже замечен среди лауреатов «Ясной Поляны») и под председательством неизменного Владимира Толстого отобрало в длинный список 17 романов, повестей и сборников.
Среди авторов как известные, так и не очень. Например, Бориса Евсеева и его «Площадь революции» и Захара Прилепина с «Сянькой» представлять не надо – по крайней мере читателям «НГ-Ex libris». Александр Иличевский со своим «Матиссом» совсем недавно засветился в финале премии «Большая книга». Как и живущий в США Игорь Ефимов с романом «Неверная» – о филологине Светлане, которая ни физически, ни духовно не способна хранить верность одному мужчине, а на досуге пишет письма Тургеневу, Авдотье Панаевой, Маяковскому...
Особенно приятно среди номинантов встретить роман «Майя» сотрудника «НГ-EL» Надежды Муравьевой. «Майя» – произведение, посвященное Серебряному веку. Речь идет об изысканной литературной мистификации, напоминающей печальную историю Черубины де Габриак. Юная провинциальная поэтесса Ася приезжает в Москву в надежде прославиться и встречается с законодателем литературных мод поэтом Сигизмундом Галаховым, который на самом деле не кто иной, как довольно страшное языческое божество. Галахов предлагает дебютантке печататься под именем мифической индийской поэтессы Майи Неми: стихи неизвестного автора никому не интересны, а загадочная индианка произведет на общественность впечатление неизгладимое. Ася соглашается, и зря. Она оказывается втянутой в водоворот странных и даже горестных событий, не понимая, что играет с опасными вещами: Майя Неми постепенно становится реальностью. Есть в книге и детективная линия, но главное, пожалуй, то, что все повествование проходит под знаком Толстого – он и начинается с похорон Льва Николаевича в Ясной Поляне┘ Роман, по сути, о том, что ждало Россию после смерти Толстого, о том, как трудно сохранить душу, достоинство и дар посреди многоразличных искушений.
А вот, скажем, Николай Веревочкин и его повесть «Человек без имени» или Борис Телков со сборником рассказов «Обед у Александра Васильевича» – лошадки для читателей темные. Хотя опыт нынешнего «Нацбеста» показывает, что ставка на неизвестные имена иногда срабатывает и самая темная лошадка в премиальной гонке способна обогнать самых опытных матерых скакунов.
Впрочем, пока премиальные страсти отложены до осени: шорт-лист «Ясной Поляны» объявят 9 сентября в музее-усадьбе «Ясная Поляна» на XII Международных яснополянских писательских встречах, а лауреатов – в октябре 2007 года в Москве.