0
981
Газета Главная тема Интернет-версия

31.05.2007 00:00:00

Малышки на миллион

Тэги: премия, россия


Несмотря на «детский» возраст (премия существует второй год), «большая книга» отличается и амбициями, и размахом. Во-первых, название. Хотя «во-первых» все-таки деньги: три, полтора и миллион рублей, вручаемые лауреатам (напомним, что в прошлом году литературными миллионерами стали Дмитрий Быков с «жэзээловским» «Пастернаком», Александр Кабаков с романом «Все поправимо» и Михаил Шишкин с «Венериным волосом»). И даже оглашение финального списка, как и год назад, сопровождалось не банальным фуршетом, а прошло в формате литературного обеда, который давали в главном магазине всея Руси. В ГУМе.

За трапезой и выяснилось, кто претендует на звание лауреатов и премиальные деньги на этот раз. Список финалистов получился короче прошлогоднего: из возможных 15 книг в нем 12 (в прошлом году было как раз 15). Что объяснимо: в первом сезоне в конкурсе участвовали книги, изданные с 1 января 2004 по 31 марта 2006 года, то есть за два с лишним года. На этот раз временные рамки были жестче – всего год. Может ли за такой срок появиться полтора десятка книг (или рукописей), соответствующих названию конкурса? Смотря как понимать словосочетание «большая книга» и что брать за образец и точку отсчета. Можно выбирать лучшее из того, что подано на конкурс, по принципу «других писателей у нас нет». Тогда нетрудно найти не только 15, но и 45 даже: столько вошло в «лонг-лист» второго сезона. В нем нашлось место и айтматовскому роману «Когда падают горы», и арабовским «Флагеллантам», и марининскому «Чувству льда»┘ Председатель совета экспертов Михаил Бутов даже признался, что жаркие споры вызвал «Духless» Сергея Минаева: включать в «длинный» список или не включать? Эксперты подумали-подумали и додумались: не включили.

Если брать в качестве «исходной» «большой книги», скажем, «Тихий Дон», все сложнее. Потому что, по-хорошему, в этом году премию никому присуждать не надо. Кто вошел в финальный список? Да, «Даниэль Штайн, переводчик» Улицкой – это событие. Прежде всего по издательскому размаху: тираж – 150 тыс. экземпляров (так в выходных данных), чем не «большая книга»? Монументальная пропаганда, действительно. Хотя пропаганда отдает некоторой обязаловкой и скукой. Наверное, мог бы стать лауреатом Виктор Строгальщиков с циклом романов «Слой», «Край», «Стыд». Беда в том, что автор живет в Тюмени и за ее пределами практически неизвестен. Хотя, говорят, его эпопея о событиях на севере Сибири претендует на звание самого честного произведения о российской жизни 1990-х годов. В остальном же┘ Может быть, «большая книга» – это остроумная, но все-таки пустячная фантазия «Ампир V» от Пелевина В.? Или «Синдром Феникса» Алексея Слаповского – история о потерявшем память бизнесмене, который в итоге нашел счастье с разведенной матерью двоих детей, продавщицей подмосковного городка Татьяной? Из тех женщин, что и коня на скаку, и в избу горящую, и вообще красавицы. Похоже на сценарий телесериала, смотреть будут взахлеб: «про жизнь», но не примитивно и очень живенько. Книжки-малышки – какой там «Тихий Дон». Кто еще?

«Старожил» премии Дмитрий Быков? Это было бы забавно, да и роман «ЖД» вещь достойная, но главный приз дадут вряд ли. А если б дали – чудесно было бы. Представляете лет через пять заметки о БК? «Как всегда, лауреатом премии «Большая книга» стал Дмитрий Быков. На этот раз жюри отметило...»

Назовем и других финалистов: Алексей Варламов с биографией Алексея Толстого и Андрей Волос с книгой «Алфавита», Игорь Ефимов, Дина Рубина (ей не дадут, а зря), Игорь Сахновский, Александр Иличевский. А также «рукопись» под названием «Человек с яйцом». По традиции рукописи анонимны, но все, конечно, «догадываются», что это скорее всего Лев Данилкин с жизнеописанием Александра Проханова (так говорят).

Маринина, конечно, не вошла. Айтматов и Арабов тоже. Может, и жаль. Не вошли также, скажем, книги Николая Климонтовича, Василия Аксенова, более всего огорчает отсутствие Новеллы Матвеевой. Ее вообще стараются не замечать, как будто ее нет давно в русской литературе да и не было никогда, какая уж тут БОЛЬШАЯ книга? Не формат.

Итак, кто же? Быков? Улицкая? Пелевин? Кажется, Улицкая. Хотя – думайте сами. Можно тотализатор устроить – делайте ставки, господа. Большие книги объявлены, больших книг больше нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1651
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3590
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2644
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2153

Другие новости