Завтра – один из двух праздников в году, который отмечают по половому признаку. В этот день женщины всех возрастов дарят мужчинам авторучки, записные книжки, галстуки, высокоградусные напитки и прочие приятные нужности и ненужности. Называется эта дата День защитников Отечества, а раньше был День Советской армии и Военно-морского флота.
Всегда считалось, что настоящий защитник Отечества – тот, кто с ружьем и пистолетом бдит на круглосуточном посту (лучше всего – пограничном), чтобы любимые город и страна могли спать спокойно. То есть настоящий защитник – человек военный. «Ты же будущий солдат!» – говорили когда-то плачущим мальчикам. Те сразу стыдились и плакать переставали. Сегодня перспектива стать солдатом вызывает у многих представителей сильного пола тяжелую истерику. Поскольку армия подобна унтер-офицерской вдове, которая сечет сама себя, превращая относительно здоровых людей в калек и самоубийц.
Хотя понятно, что защищать родину можно по-разному. Вот буквально вчера мировое сообщество «в целях защиты языкового и культурного многообразия» отметило Международный день родного языка. Так что каждый, кто говорит на родном языке без ошибок и нецензурных слов, – тоже защитник Отечества.
Для родины гораздо больше пользы, если оставить какого-нибудь изобретателя в лаборатории c его пробирками и синхрофазотронами, нежели замотать в портянки и заставить раскидывать навоз на генеральской даче. Но нет – продолжается насильственная стрижка общества под одну гребенку, именуемая законом о всеобщей воинской обязанности.
Должна ли воинская обязанность быть всеобщей? Взять русскую классику и ее героев. Таким, как Долохов из «Войны и мира» (помните, бретер и рубака, который околоточного к медведю привязывал?), на войне самое место. А такого, как Пьер Безухов, убьют в первые же пятнадцать минут. Тыловая крыса, ну так что ж – не всем быть бравыми терминаторами. Вообще в русской литературе очень много персонажей абсолютно штатских. Марширующий по плацу князь Мышкин на пару с Акакием Акакиевичем Башмачкиным (которого с военными роднит только шинель), бегущий десятикилометровый кросс Павел Петрович Кирсанов или чеховские интеллигенты – это нечто немыслимое.
Правда, Раскольникова военным представить можно – эдакий рефлектирующий спецназовец. Ну или Базаров – военврач в горячей точке. Или Василий Теркин – с ним все понятно.
А в общем и целом литература наша не зря славится любовью к человеку маленькому и слабому, который никакой не защитник – его самого защищать надо. Хорошо, что хотя бы литература это понимает. А жизнь упорно пытается всучить винтовку тому, кто разве что букет цветов в состоянии удержать.
«Есть такая профессия – родину защищать!» – говорил герой старой советской то ли книги, то ли фильма. Вот именно что профессия. Которой должны заниматься профессионалы.