Сегодня в Москве в литературном салоне «Классики XXI века» (Библиотека имени Чехова возле метро «Чеховская») пройдет торжественное закрытие Международного фестиваля театрально-поэтического авангарда «Другие». Он шел почти неделю в Москве и Нью-Йорке, а после «торжественного закрытия» продолжится в Саратове – 25 и 26 ноября, где десант из столицы встретят поэты из Саратова (Андрей Цопа, Владимир Лозинский, Елена Калякина, Наталья Шиндина и другие).
А началось все в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Три источника, три составные части фестиваля – «Ямбы XXI века» (поэзия классической традиции), «Верлибр» (верлибр) и «А роза упала на лапу Азора» (палиндром и прочие выкрутасы) – собрались вместе и несколько часов кряду читали, пели, показывали «виртуальную поэзию» и проч. Президиум: Олег Хлебников, Константин Кедров, Евгений Степанов, Сергей Бирюков, Александр Ткаченко. Выступают они же плюс Арсен Мирзаев, Борис Гринберг, Алина Витухновская, Вадим Рабинович (ругавший «густопсовый авангард»), Александр Бубнов и пр. и пр. Особенно хороши палиндромы: «Иди вон, Бубнов, иди», «Кот с ежихой ох и жесток», «У рядов ем я в яме водяру»... Потом – фильм Татьяны Данильянц «Фрески снов».
На другой день в Библиотеке Чехова – «Выставка визуальной поэзии» (кураторы: Елена Пахомова, Николай Грицанчук, Юрий Гик и Евгений Степанов). Следующий день – «Другие» в Нью-Йорке» (кураторы Рита Бальмина и Алексей Даен) и «Ямбы XXI века в Булгаковском Доме» (Андрей Коровин и тот же Степанов). Далее (в том же Булгаковском Доме) – верлибристы (Коровин, Степанов). А на следующий день в Московском купеческом обществе – «Кино как поэзия» (Степанов, Данильянц), потом (опять в Булгаковском) – палиндромисты. Наконец, в Институте русского языка им. В.В.Виноградова – серьезный семинар «Проблемы поэтического языка» (координатор д.ф.н. Н.А.Фатеева)... Уф! Ну вот, а сегодня закрытие. В «Чеховке».
Замечу, кстати, что в программке адрес Чеховской библиотеки указан так: «Москва, Страстной бульвар, д. 8. Проезд: ст. метро Пушкинская, Чеховская, Горьковская». Ага, «Горьковская». Какая там «Горьковская», в Москве даже «Лермонтовскую» переименовали! Но у поэтов свое течение времени. Многие из участников, кстати, спрашивали (и меня в том числе): а где, мол, в Москве станция метро «Горьковская»? Нигде.
Одновременно с «Другими» начался (правда, уже прошел) «Перманентный поэтический фестиваль Т.ЕРРИТОРИЯ Е.ДИНСТВА» – ТЕ, говоря коротко. Одновременность сия не случайна, скорее наоборот – в пику. Решайте, мол, господа поэты и любители (любительницы) поэзии, с кем вы, мастера верлибра и рифмы, кто вам милее. Евгений Степанов или Дмитрий Кузьмин? Сергей Бирюков или Данил Файзов? Наконец, даже так: Алина Витухновская, Юрий Милорава, Вадим Рабинович, Александр Бубнов, Юрий Орлицкий, Константин Кедров, Сергей Арутюнов, Евгений Харитонов и Андрей Коровин, с одной стороны, или Анатолий Найман, Ирина Ермакова, Наталья Азарова, Олег Асиновский, Вадим Калинин, Данила Давыдов, Юлий Гуголев и Ксения Маренникова – с другой?
Страшный, казалось бы, выбор, брат на брата, как в Гражданскую, как в «Тихом Доне». То ли дело раньше – один Союз писателей (ничем не отличающийся от, скажем, Наркомтяжпрома). И бурные продолжительные аплодисменты.
Фестиваль «ТЕ» шел два дня подряд в клубе «Улица ОГИ». До Библиотеки имени А.П.Чехова – рукой подать, десять минут ходьбы, если не устраивать поэтических бивуаков и литературных чтений прямо по дороге. Так что противостояние довольно условное, можно было успеть туда и туда.
Забавно, кстати: ТЕ, ДРУГИЕ... Не хватает только Чужих и Наших. Наших, впрочем, везде хватает (я, разумеется, вовсе даже не имею в виду движение «Наши», я, так сказать, вообще). Как говорят в плохом триллере: все как в плохом триллере. Другие возвращаются, а ТЕ наносят ответный удар. Светлые силы управляемой демократии, добра и поэзии опять победили темные силы зла, графомании и тоталитаризма. Ура!
Одно утешает: «ТЕ» – фестиваль перманентный, ежемесячный – не попал сейчас, через месяц схожу. Количество участников «Других» намного больше количества участников фестиваля «ТЕ», а значит – многие из них так или иначе, правдами или неправдами перманентно перетекут к «ТЕм». И, наоборот, следующие «Другие» составят ветераны «ТЕх». Светлые силы управляемого поэтического авангарда, красоты и справедливости победят бесповоротно и окончательно темные силы... ну, и так далее. Бурные продолжительные аплодисменты, одно дело делаем, товарищи.
У поэтов есть такой обычай, в круг сойдясь, оплевывать друг друга? Ну да, есть. Так оплевывают и в рамках одного и того же фестиваля. А сидят на лавочке и тянут из горла что-нибудь высокодуховное и поэтическое – участники «враждующих» поэтических лагерей. Вот и славно. У рядов ем я в яме водяру. С любой стороны читается одинаково и с ног валит.