В Киеве только что закончился фестиваль современной поэзии «Киевские лавры». Тут вам и Киево-Печерская лавра и лавры для увенчания ими поэтов – все в одном, как говорится, гремучем коктейле. Фестиваль – получился. И по масштабу, и по количеству участников, и по представленным городам, весям, странам и континентам. Что ж, весна кончается – надо срочно успеть, а то ведь летом все на пляжах лежат, никому до поэзии дела нет.
А она, поэзия, – есть. И ей все равно, кто победил на Украине – Ющенко, Тимошенко, Янукович или Аркадий Штыпель. То есть как раз не все равно, победил – Аркадий Штыпель, поэт, один из гостей фестиваля. Победил в так называемом «Слэме» – конкурсе, где все решают зрители. Прямо на месте. И прямо на месте награждают – деньгами. Поэтов вообще надо прикармливать. Звать на фестивали, на литературные и прочие вечера, угощать, поить, кормить и тетешкать.
И знаете – тетешкают. Все как в начале прошлого века. Салоны. Турниры. Разве что вуалей маловато.
Однако о фестивале. Организаторы – поэт Александр Кабанов и киевский журнал «Шо» (Кабанов – редактор). Участников – сотня, если не две.
Читали в залах Национального союза писателей Украины, Республиканского дома актера и даже на теплоходе «Эльбрус» (там и состоялся «Слэм по Днепру»; по определению идеологов акции ≈ «вне авторитетов, вне политики – чистая и продажная поэзия»).
Читали Светлана Кекова (Саратов), Андрей Поляков (Симферополь), Бахыт Кенжеев (Монреаль), Алексей Цветков (Прага). Ирина Василькова, Мария Ватутина, Мария Галина, Ольга Сульчинская (Москва), Алексей Остудин (Казань), Ирина Евса и Андрей Дмитриев (Харьков), Наталья Бельченко, Алексей Зарахович, Игорь Кручик (Киев). Читали Илья Кормильцев, Андрей Коровин, Аркадий Штыпель и Дмитрий Тонконогов (Москва), читали, читали и читали.
В первый день фестиваля вручали премию «Киевские лавры-2006». Деньги и памятный бронзовый знак. Скульптурная работа понравилась: два мужика в телогрейках с довольно мрачными (недобрыми) лицами сидят за столом, причем стульев под ними нет. Автор – Евгений Деревянко. Эту скульптуру распилили пополам (поперек стола) и вручили двум классикам (соответственно России и Украины): лауреату Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко (2005) Анатолию Кичинскому (Херсон) и Алексею Цветкову. На вопрос из зала «Чем половинки отличаются друг от друга?» Кабанов ответил: «Табличками!» – подчеркнув, что «русская» половинка вручена украинскому поэту и наоборот.
Запомнился «Слэм по Днепру» – мероприятие, где читали человек сорок (а то и больше), то есть все пассажиры нанятого специально теплохода. Читка шла тоже долго – часа три. Все как положено. Вплоть до ссоры поэта Ульянова и поэта Жданова. Согласитесь, фамилии звучат уже сами по себе.
Накануне фестиваля москвич Олег Чухонцев в диалоге с бывшим киевлянином Александром Закуренко высказался о временах, когда культурные (настоящие) поэты забиваются в щели и затем возникают через длительный период, а те, кто гремел и блистал, оказываются забытыми. Вряд ли следует теперь ломать голову, кто из нынешних «гремящих» канет со временем в тень, а кто их «теневиков» вынырнет навеки, но недостатка на «Киевских лаврах» не было ни в известных именах, ни в авторах, представляющих, так сказать, среднестатистический текущий литературный процесс. Возможно, оттого что и сам идеолог феста А.Кабанов (вероятно, и придумавший мероприятию такое каламбурное название, в стиле собственной поэтической манеры) любит и умеет общаться и с теми и с этими, на «Киевских лаврах» мы наблюдали все, что происходит в современной поэзии: не то что венчание – по Есенину – «розы белой с черной жабой», но явное перемешивание «фигур высоких» и графоманской среды, тянущейся к вершинам. Не говоря уж о полярностях «духовное – сатанинское».
Полярности нужны, фестивали тоже, а главное – пересечение границ с легкостью необыкновенной. Политики не могут и никогда не смогут договориться, а поэты – всегда договорятся. Набьют если что даже морды друг другу, но все равно – договорятся.
Берите, товарищ правительство, пример с сочинителей.
Вне авторитетов, вне политики – чистая и продажная поэзия.
Киев–Москва