Хит сезона – бороться и скандалить. Карикатурные скандалы, книжные скандалы... На каждой книжной ярмарке чуть ли не половина ассортимента что-нибудь да подрывает. К чему-нибудь нехорошему да призывает и разжигает. В каждом книжном магазине товар либо религиозный (нападки на атеистов), либо не религиозный (неуважение к религии), либо автор еврей (русофобия), либо нееврей (антисемитизм). Сейчас вовсю отмечается Всемирный день поэзии – 21 марта, но празднование, как и положено, растянулось на месяц и конца и краю мероприятиям, ему посвященным, не видно. Но разговоры не о стихах, не о поэтических новинках, а только о тех изданиях, тираж которых якобы «залит водой» и пропал («Да, господин президент!» Юрия Павлова) – потому что там «кухня» нашего Белого дома. Или о книжках (якобы ксенофобских и антисемитских), что появились на только что закрывшейся ярмарке «Книги России» – и тут же исчезли со стенда.
Покупать не будут, если не запретят. Если что-нибудь с книжкой не случится, если она кого-нибудь не оскорбит. Мы против того, чтобы издеваться над пророками или людьми какой бы то ни было национальности или убеждений. Но не надо делать из политкорректности культа! Это не менее опасно.
Поводов для того, чтобы запретить какую-нибудь книгу, признав ее вредной и опасной, – хоть отбавляй. В любом тексте можно найти крамолу – начиная с букваря. Берем самую запомнившуюся благодаря своей истинно дадаистской гениальности фразу: «Мама мыла раму». Это же типично потребительское отношение к женщине: мама мыла раму, а папа, значит, читал в это время газету и пивко попивал! Чему эти шовинисты учат невинных детишек?! Феминистки, вперед!
Ну ладно, феминистки. Благодаря некоторым радикально настроенным представительницам этого разношерстного племени всё явление кажется обывателю этаким «заповедником взбесившихся баб». Но взять, к примеру, целое государство, США, – в этом оплоте свободы и гуманизма невинная «Хижина дяди Тома», рекомендованная в нашей стране для детского чтения, была внесена в число «вредных» книг дважды: сначала за слишком гуманное отношение к неграм, потом – за изображение негра покорным и непрогрессивным рабом.
Запрещать книги – это вообще хороший пиаровский ход. Может быть, скоро появится такая услуга – запрещение книги с целью ее популяризации. Лучше, конечно, вообще запретить чтение, тогда по вечерам на улицах будет пусто и безопасно: все граждане, особенно закоренелые преступники, обложатся книжками и ну нарушать закон – читать!
К сожалению, закона, запрещающего выпускать книги плохого качества – с полным отсутствием корректуры и редактурой на уровне «моя твоя понимает, ну и ладно», – не существует. А ведь сколько штрафов можно было бы собрать на этой благодатной ниве!
Конечно, если по уму, то следует не книги запрещать, а объяснять совсем уж бестолковым людям, что не следует принимать на веру каждое слово, даже и печатное. Что художественный вымысел и реальная жизнь – не всегда одно и то же, и не пытайтесь, люди, в домашних условиях повторить это самостоятельно. Ведь пишут же на сигаретах: «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью». Так почему бы и на книги не лепить такой же ярлычок – Госнаркоконтроль (Госдеп США, Общество защиты прав морских свинок и т.д.) предупреждает: в этой книге содержатся не одобряемые нами идеи, так что если вы их исповедуете, не лезьте под обложку, а коли залезли – то сами виноваты. И всё – чувства верующих спасены, свобода слова не нарушена.
Только что в таком случае мы будем читать?