Во всем мире большинство книжных новинок выходит осенью. Сезон начинается, и на волне возвращения читателя-потребителя из летней полудремы издатели стараются предложить рынку то, что, по их мнению, станет модным в ближайшие полгода-год.
То, что мы будем читать, зависит в меньшей степени от нас самих, в большей - от того, что предложит рынок. Но поскольку всякий издатель преследует цель извлечения прибыли из нашей с вами любви к чтению, то и предложение будет формироваться со всей тщательностью. Ошибка здесь, правда, ничем особенным не грозит (ну не будут покупать какие-то книжки, раскручиваемые как "бестселлеры"), зато удачное попадание принесет серьезные дивиденды.
Собственно, большая часть новинок художественной литературы (а речь идет все-таки прежде всего о ней) будет представлена уже через неделю, когда 7 сентября в Москве на территории Всесоюзного выставочного центра (экс-ВДНХ) откроется очередная Московская международная книжная ярмарка. К ярмарке мы еще вернемся, а пока попробуем посмотреть, какими путями издатели и авторы будут стараться пробиться к сердцам и кошелькам читателей.
Как делается бестселлер, можно проследить на примере Оксаны Робски. Успех ее родился не на пустом месте. Ее книги выходят в издательстве "РОСМЭН", но интересно, что переговоры, как мне известно, она вела с разными издателями. Можно даже сказать, провела тендер. Первыми книгу прочитали в интеллектуальном издательстве "ОГИ" - и готовы были издавать, почувствовав возможный читательский интерес, но не сошлись в финансах. Сочетание же бюджета "РОСМЭНа", серьезных вложений в рекламу и раскрутку нового на отечественной почве образа с выхолощенным письмом, заставляющим читателя почти на автомате пробегать страницы из жизни "рублевских девушек", сама тема, равноудаленная от жизни "простых людей" и от привычных (и наскучивших) предметов внимания "большой литературы", привели к успеху. Робски чуть не дали премию "Национальный бестселлер", но и без него коммерчески проект себя оправдал. Издатели и автор заработали, Робски стала популярна и ведет шоу на телевидении, но тема, похоже, исчерпана. Потому что бестселлер не может быть вечным (если это, конечно, не Библия). Конечно, в эту нишу ринулись и другие модные девицы. И вот уже готовится книга Ксении Собчак (которую, безусловно, купят), к зиме выйдет книга телеведущей Маши Малиновской. В этом же контексте - "парижский роман о любви" модели русского происхождения Иры де Пюифф "Ангел-Шлюха". Наверняка будет продолжен и "Дневник новой русской" Елены Колиной... Но боюсь, истории о том, как любить и быть любимой, "присушить" богатого мужика, "об умении одеваться и подбирать вещи" не будут читаться. Если, конечно, не подойти к теме с должной долей иронии.
К тому же мы видим новую тенденцию, ярким выразителем которой стал Арсен Ревазов с "Одиночеством-12" - бестселлером лета. Эта книга ясно показывает, чего ждет современный читатель. "Одиночество-12" - роман синтетический. Умный, хорошо написанный, с интересным, игровым, закрученным и полуфантастическим сюжетом, а главное - с правильными героями, которых давно ждали. Ведь писать "просто о жизни" сегодня уже невозможно. Эту тему "закрыл", как мне кажется, Олег Зайончковский. Кстати, после "Сергеева и городка" вот-вот на прилавках появится его книга "Петрович". Но простого больше не хочется. Язык и сюжеты нового популярного романа кристаллизуются сегодня из сочетания трешевого сознания авторов "желтой прессы", онлайн-стиля, рожденного интернетовскими блогами, ненавязчивого интеллектуализма и стремления как можно точнее прочувствовать и зафиксировать изменчивость глобального мира, рождающегося на наших глазах. Локальная история героя должна быть вписана в общемировой контекст (отнюдь не литературный), чтобы читатель в подмосковной электричке мог почувствовать свое единство с причудливой и загадочной Вселенной.
Теперь вкратце о самых ближайших новинках. Литературная тусовка с нетерпением ждет выхода новой книги автора "Сердца Пармы" Алексея Иванова. Роман "Золото бунта, или Вниз по реке теснин" будет представлен уже на книжной ярмарке.
Если говорить о возвращающемся в издательские форматы жанре рассказа, то ждать стоит и новой книжки Владимира Спектора "Чья-то чужая жизнь". Это сборник рассказов, где появляются, с одной стороны, персонажи "не гламурные", и совсем не характерные для этого автора, а с другой - в одном из рассказов фигурирует, например, та же Оксана Робски.
В ноябре выйдет фантастический роман Сергея Доренко "2008" - об одном годе из жизни Путина. Что это будет - никто пока не знает.
Появится и новая повесть Виктора Пелевина "Шлем ужаса: Миф о Тезее и Минотавре" - в рамках международного проекта "Мифы", зачинавшегося года два назад, когда нескольким писателям с мировым именем было предложено написать истории на мифологические сюжеты. Пелевина "нашел" миф о Минотавре. Рассказывают, что он обыгрывает его в стиле интернет-чата. Кстати, только что появилась книга Пелевина "Relics. Редкое и неизданное". Правда, практически все тексты из нее публиковались - если не на бумаге, то в интернете.
Так что почитать будет что. А вскоре, будьте уверены, какая-нибудь крупная издательская структура вроде АСТ выкинет на рынок новый ударный переводной бестселлер - взамен подсдувшегося уже Дэна Брауна. Но читатель разобрался, что лучше: хорошая копия или новый русский оригинал.