0
917
Газета Главная тема Интернет-версия

30.06.2005 00:00:00

Недовыдвинутые

Тэги: букер открытая россия, премия, прессконференция


В минувший вторник в Москве прошла пресс-конференция жюри литературной премии "Букер - Открытая Россия", посвященная оглашению "длинного списка" произведений, допущенных к участию в конкурсе на получение премии 2005 года. Напомню, что Букеровская премия, созданная по образу и подобию аналогичной британской, вручается в России с 1992 года с формулировкой "за лучший роман на русском языке". Процедура премии многоступенчатая: сначала из номинированных произведений жюри отбирает длинный список, что и было сделано 28 июня, 7 октября будет объявлен "короткий список" финалистов, в который должны войти шесть романов, и 1 декабря, если все сложится благополучно, будет объявлен лауреат премии "Букер - Открытая Россия" 2005 года. Он получит 15 тысяч долларов США, остальные финалисты - по 1000 долларов.

В процессе номинации в этом году участвовали 45 издательств, 15 журналов, 8 университетов и 4 библиотеки. Всего было номинировано 65 произведений, а в лонг-листе оказалось в три раза меньше - 22. Список как никогда короток, а потому приведем его полностью: Алейников Владимир, "Пир" (М.: Знамя, 2005, #3); Быков Дмитрий, "Эвакуатор" (М.: Вагриус, 2005); Васильева Светлана, "Превосходные люди" (М.: Грейта, 2004); Волос Андрей, "Аниматор" (М.: Октябрь, 2004; #12, 2005, #1); Гиршович Леонид, "Вий. Вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя" (М.: Текст, 2005); Гуцко Денис, "Без пути-следа" (М.: Дружба народов, 2005, ##11, 12); Евсеев Борис, "Романчик" (М.: Октябрь, 2005, #2); Ермаков Олег, "Холст" (М.: Новый мир, 2005, #3-4); Зайончковский Олег, "Петрович" (М.: ОГИ, 2005); Кузнецов Евгений, "Быт Бога" (Рыбинское подворье: Рыбинск, 2004); Левитин Михаил, "Брат и благодетель" (М.: Текст, 2004); Найман Анатолий, "Каблуков" (М.: Октябрь, #8-9, 2004, М.: Вагриус, 2005); Носов Сергей, "Грачи улетели" (СПб.: Лимбус-пресс, 2005); Пелевин Виктор, "Священная книга оборотня" (М.: Эксмо, 2004); Рыбакова Мария, "Братство проигравших" (М.: Время, 2004); Слаповский Алексей, "Они" (М.: Эксмо, 2005); Солнцев Роман, "Золотое дно" (Красноярск: День и ночь, 2005, #3-4, 5-6); Солнцев Роман, "Минус Лавриков" (СПб.: Нева, 2004, #8); Чижова Елена, "Преступница" (СПб: Звезда, 2005, #1-2); Шишкин Михаил, "Венерин волос" (М.: Знамя, 2005, #4-6); Шпаков Владимир, "Игры на поле Ватерлоо" (СПб.: Нева, 2004, #12); Юзефовская Мариам, "Бэса ме мучо" (М.: Континент, 2004, #3).

В прошлом году "длинный список" был длиннее почти в два раза. Главный критерий отбора сформулировал председатель жюри этого года, прошлогодний букеровский лауреат Василий Аксенов: "Цель Русского Букера - возвращение серьезному роману главенствующего положения в отечественной культуре. Имея в виду эту цель, мы постарались исключить из списка номинированных произведений романы, авторы которых мыслят себя участниками коммерческого, а не литературного процесса". В жюри вошли критики Алла Марченко (Москва) и Евгений Ермолин (Ярославль), поэт и прозаик Николай Кононов (Петербург), а также - "в качестве представителя культурной общественности" - руководитель оркестра "Виртуозы Москвы" Владимир Спиваков.

По просочившейся информации, само заседание жюри, предшествовавшее пресс-конференции во вторник, началось с разногласий, фактически - со скандала. Председатель Василий Аксенов заявил о своем категорическом неприятии романа "Нежный театр" другого члена жюри - Николая Кононова. Неизвестно, что послужило причиной резких суждений Аксенова в адрес Кононова (тем более, что тот свой роман из номинационного списка сам же и снял), и это недоразумение между членами уважаемого жюри осталось за закрытыми дверями, а на публике, то есть собственно на пресс-конференции Алла Марченко вдруг (и неожиданно тепло) за Кононова и его роман "вступилась". Жаль, мол, что его все-таки нет в списке. Обозревая список, Алла Марченко отметила также, что все самое интересное в литературе по-прежнему появляется в "толстых" журналах и посетовала: "Очень плохо в этом году выступили женщины".

Николай Кононов сказал, что ждал от номинационного списка романов о тюрьме, армии, о войне, "но наша литература этих тем не замечает". Евгений Ермолин говорил о том, что в литературе на самом деле решаются сегодня основные вопросы бытия. И ему интересен наличествующий в представленном списке "духовный поиск". Выступление Владимира Спивакова несколько покоробило собравшуюся литературную общественность. Музыкант порадовался, что работа по формированию "длинного списка" прошла без его участия: "Мы отдаем себе отчет в том, сколько мусора скопилось в наших головах, и не хочется их засорять еще сильней". Впрочем, он все-таки готов подключиться к работе на стадии "короткого списка".

Возвращаясь к выступлению Василия Аксенова, можно вспомнить, что в прошлые годы при обсуждении длинного списка Букера больше внимания обращали на формальную сторону дела: отвечает ли произведение понятию "русского романа", ограничениям по сроку выхода в свет и т.п. Сегодня же речь пошла о "коммерческой" и "некоммерческой" литературе. А это критерий уже идеологический! К тому же весьма размытый. Что значит: "мыслить себя участником коммерческого" или, напротив, литературного процесса? Разделены ли эти понятия в голове самого творца? Вероятно, Аксенов "мыслит себя" писателем некоммерческим, когда пишет "Вольтерьянцев и вольтерьянок" и получает за этот роман Букера. А как быть в случае с "Московской сагой", оказавшейся, благодаря телесериалу, успешным коммерческим продуктом? Кроме того, когда организаторы премии предлагают номинировать произведения издателям, ясно, что те будут продвигать книги, просто чтобы они лишний раз "засветились". Словом, Букеру, кажется, нужно уточнить критерии. Особенно в связи с тем, что одной-единой "настоящей литературы" у нас сегодня нет. Есть много хорошего, качественного, экспериментального и традиционного - на все вкусы. И это рыночная реальность.

Естественно, возникает интерес и к тому, что номинировалось, но в результате не вошло в лонг-лист. Как нам стало известно, среди номинировавшихся, но не вошедших в список, например, - романы "Ангелы на первом месте" и "Нодельма" Дмитрия Бавильского, "Клеменс" Марины Палей, "Советник президента" Андрея Мальгина, вторая книга Оксаны Робски "День счастья - завтра" и даже "Участок" Алексея Слаповского (хотя, вообще говоря, это сценарий сериала). Кстати, на пресс-конференции было опрометчиво сказано, что в этом году достаточно было одного голоса "за", чтобы оставить номинированное произведение в списке. Представляю, какому теперь моральному давлению будут подвергнуты члены жюри со стороны авторов и номинаторов "недовыдвинутых" романов. Но это тоже премии на пользу. А то что-то скучными были последние годы для Русского Букера!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3299
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3636
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2677
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4679

Другие новости