0
949
Газета Главная тема Интернет-версия

24.03.2005 00:00:00

Поэзия быстрого реагирования

Тэги: поэзия


21 марта и всю последующую неделю мир отмечал удивительный по своему безумию праздник - День поэзии. Ведь известно, что нормальные люди стихов не читают. Не читают - и правильно делают. Трудно себе представить, как это можно - читать стихи. Сидеть┘ на стуле, что ли?.. ну ладно, пусть на диване - но с книжкой! - и читать... Бр-р-р. Ни для одного вдумчивого аналитика не секрет, что пишут стихов гораздо больше, чем читают и издают. Ситуация, как в гастрономе, - нас много, а читатель один. Количественное соотношение если и не такое, то очень близкое к этому.

Стихотворная книга - явление в наши дни слегка неприличное. Вы бы пошли в разведку с человеком, который, допустим, едет в метро и читает стихи? А замуж?.. Вот то-то же... Другое дело, если этот человек читает газету. Газета - это не смешно, понятно, солидно.

Вывод ошеломляюще прост. Чтобы дойти до читателя, нужно печатать стихи в газетах, на стенах домов, в листовках, которые раздают на улицах энергичные мальчики с девочками! Речь не о так называемой злободневности, вечного жупела эстетов и абстрактных интеллектуалов, а всего лишь об особом взгляде на жизнь.

"We wont the world and we wont it now", - пел Джим Моррисон в середине шестидесятых. "Instant karma!" - вещал о том же самом Джон Леннон. Мы хотим поэзии немедленного реагирования. Быстрорастворимой, как кофе в забегаловке на углу. Здесь и сейчас. Без долгих раздумий, тягомотного издательского процесса позиционирования на рынке хитрыми менеджерами.

Традиционная схема нас начисто перестала устраивать: пока книга прокладывала дорогу к читателю, поэт успевал состариться, спиться и вообще перестать писать. Рикошетом эта схема бьет и по литературе в целом. Многие из жертв бесконечного литпроцесса сегодня им управляют. Сидят в отделах поэзии и месяцами рассматривают рукописи, покуривая и покашливая в кулак.

Искусство быстрого реагирования не есть изобретение какой-то определенной эпохи. Так говорили не только в шестидесятые, но и в двадцатые годы. Это ведь модернисты начала века кричали о необходимости слиться с жизнью в экстазе: живопись должна превратиться в орнамент, музыка в уличный шум, литература в речь как таковую. В итоге вторая реальность не просто слилась с привычной, но в чем-то стала ее подменять. Недаром быстрее всего реагирует сегодня на жизнь именно интернет. Благодаря ему массовый читатель вот-вот превратится в массового писателя. От этого пока спасает лишь абсолютно неприкладной характер литературы, ее изначальная бесцельность.

Но не стоит думать, что это единственный и окончательный вариант быстрорастворимой поэзии. Еще немного, и появятся поэтические журналы, издаваемые в одном экземпляре два раза в сутки, стихотворения будут рассылаться по сети SMS (уже рассылаются!), включаться в ресторанные меню (наглядная реализация выражения "духовная пища")┘

Нечто подобное действительно уже происходит. Лет пять назад на стенах вагонов метро было размещено что-то вроде поэтической антологии. Своеобразный поэтический маркетинг: бесплатность и повсеместность. Не об этом ли мечтали друзья Андре Бретона году эдак в двадцать пятом? Если так пойдет дальше, литература отделится от непосредственно эстетической сферы и станет направленно обслуживать наши потребности, как, например, реклама, которая, кстати, начиналась с плакатов Тулуз-Лотрека и стихов Маяковского.

Поэзия быстрого реагирования возможна в любых актуальных информационных средах, основанных на явлении обратной связи. То есть интерактивности. Такое стихотворение, как правило, бывает жестко привязано к контексту, будь то сиюминутный информационный повод (в этом плане баллады Емелина мало отличаются от "правдорубства" Иртеньева) или некая поэтическая традиция, принятая в месте создания и одновременного опубликования текста.

При попытке перевести такое стихотворение "на бумагу" автор сталкивается с проблемой адаптации своего текста к "вечности". Приходится воссоздавать контекст. Так поступил, например, поэт Нескажу (псевдоним, что характерно, родился в момент заполнения стандартной интернет-формы "введите имя"). В его поэтическом сборнике "Гостевая книга" воссоздается стилевая атмосфера гостевой книги сетевого журнала "ОбсЕрвер", которая в свое время поразила воображение рядового интернет-пользователя и подвигла его к творчеству. Это сделано за счет прозаических (не менее уморительных и талантливых, чем сами стихи) комментариев к стихотворениям. В книге Мирослава Немирова "Стихотворения о разнообразных красотках, расположенных, естественно, по алфавиту" эти комментарии не только составляют половину всего объема текста, но и художественно равноценны комментируемым стихотворениям. Представить себе книгу без них невозможно.

"Песня - это открытка, отправленная из сегодняшнего дня", - учил Дэйв Стюарт зацикленного на вечности Бориса Гребенщикова во время записи альбома "Radio Silence". То же самое и с поэзией начала двадцать первого века. Не факт, что она останется в вечности, и не факт, что должна там остаться. Но свое послание из "здесь и сейчас" мы уже пишем аэрозольными баллончиками на стенах метро, набиваем западающими клавишами в гостевых книгах рунета, наговариваем на кассеты - и никакой литпроцесс нам в этом не помешает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
696
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
780
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости