В минувшее воскресенье в московском Центральном доме художника закончила свою работу 6-я ярмарка интеллектуальной литературы "non/fiction", подтвердив свой статус самой модной на сегодня ежегодной столичной книжной тусовки. Для культурно-маркетингового мероприятия, каковым является книжная ярмарка, статус - это все. Он включает в себя непременное вручение немалого количества разнообразных премий, число которых год от года возрастает (но о них - чуть ниже), количественный и качественный состав участников, обязательное присутствие VIP-персон, а также - с неизбежностью - некоторый набор событий, происходящих в конкретное время в конкретном месте и больше нигде. Причем не так уж важно, что, собственно, происходит и создает информационный шум (чем больше которого, тем лучше), будет ли это, как в этот раз, серия семинаров, посвященных культурным альтернативам, или презентация России как страны-гостя на предстоящем весной Парижском книжном салоне. Важно, что происходит в кулуарах.
Но сначала о внешней стороне дела. В этом году в ярмарке приняли участие почти 200 издательств и книготорговых фирм из 14 стран, в отличие от 160 участников в прошлом году, и 140 - в позапрошлом. В качестве страны-гостя выступала Венгрия, с обширной авторской программой, многочисленными чтениями и презентациями - и не только в ЦДХ. Вообще для выставки "non/fiction" характерно вынесение многих мероприятий за рамки собственно ярмарочного пространства.
Теперь о наградах. Уже в первый день работы была вручена премия "Человек книги", отмечающая яркие, удачные, новаторские события книжного мира и присуждаемая газетой "Книжное обозрение" в семи номинациях уже пятый год. Премия Алле Гладковой из издательства "Время" (номинация "Главный редактор издательства"), Дмитрию Гамолину (издательство "Эт-сетера Паблишинг", номинация "Руководитель издательства"), Елене Юдаковой (сеть магазинов "Книжный червь" из Владивостока, номинация "Руководитель книготоргового предприятия"). Лучшим редактором стал Алексей Михеев, руководитель направления взрослой художественной литературы в издательстве "Росмэн", лучшим продавцом - Максим Сурков из московского магазина "Фаланстер", лучшим художником - Май Митурич. "За вклад в индустрию" отмечен руководитель Российской книжной палаты Борис Ленский, "Человеком научной книги" назвали Владимира Васильева, руководителя издательства "Наука".
3 декабря состоялось вручение литературных премий посольства Франции: премии имени Мориса Ваксмахера за лучший перевод и премии имени Анатоля Леруа-Болье за лучшую книгу о Франции. Лауреатами стали Екатерина Лямина за перевод романа Клод Симон "Приглашение" (М.: ОГИ, 2003) и Сергей Фокин за книгу "Русская идея" во французской литературе XX века" (СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2003). Председателем жюри в этом году был французский писатель, лауреат Гонкуровской премии Фредерик Бегбедер, настоящая "звезда", снискавшая за дни ярмарки симпатии московской литературной общественности своей отвязностью и поистине русским широким загулом.
Другая - отечественная и негосударственная - премия Андрея Белого тоже вручается на "non/fiction" не впервые. Изначально андеграундная, она вполне вписалась в структуру ярмарки, представляющей собою некий культурный супермаркет в становлении. Лауреатами премии имени Андрея Белого стали Елизавета Мнацаканова за книгу "Arcadia" (М.: Издательство Руслана Элинина, 2004), Сергей Спирихин ("Зеленые холмы Австрии", СПб.: Максимка, 2004) и Михаил Ямпольский ("Возвращение Левиафана. Кн. 1", М.: НЛО, 2004). "За особые заслуги" премию получил поэт Виктор Соснора.
Кроме того, на ярмарке была вручена премия "Bookberry Best Book Design Award", учрежденная книжным магазином "Букбери" за лучший дизайн книги. Денежного вознаграждения были удостоены художники Кирилл Ильюшенко за книгу "Глен Гульд. "Нет, я не эксцентрик!", вышедшую в серии "Классика XXI", Андрей Дмитриев за книгу Андрея Родионова "Пельмени-устрицы" (СПб: "Красный матрос") и Ольга Тумакова, оформлявшая книжную серию "Французская линия" в издательстве "FreeFly".
А под занавес ярмарки был подведен итог "Московского счета" - премии, вручающейся по опросу около двух сотен (в этом году) поэтов, голосовавших за лучшие, по их мнению, из представленного организаторами списка из 88 поэтических книг, выпущенных с сентября 2003-го по сентябрь 2004 года. Победителем стал Максим Амелин со сборником "Конь Горгоны". Специальная премия досталась Эдуарду Лимонову за сборник "Стихотворения" (он недобрал, кажется, всего двух голосов, чтобы стать победителем в этом рейтинге поэтов). "Малые премии" вручены Яне Токаревой (книга "Теплые вещи") и Дмитрию Тонконогову ("Темная азбука"). Диплома удостоилась, в частности, и наш автор Татьяна Бек за книгу "Сага с помарками".
В прошлом году, рассказывая о "non/fiction" на страницах "НГ-EL", я писал, что участники и организаторы ярмарки вполне серьезно придерживаются заявленных принципов представления здесь именно "умной" книги, следуя принципам избирательности и даже сознательной элитарности - пусть и не явным. Однако реальное положение дел на сегодня говорит о гораздо большей широте и всеядности "non/fiction". Что не хорошо и не плохо, а просто соответствует ситуации на книжном рынке. Так что даже член экспертного совета ярмарки издатель Александр Иванов ("Ad Marginem") высказался по ее итогам в том смысле, что единственное, его не устраивающее, - наличие в названии подзаголовка "ярмарка интеллектуальной книги".
Действительно, для того чтобы книгу сегодня купили, она должна быть прежде всего не "интеллектуальной", но модной. Текущая ситуация на книжном рынке - серьезный спад продаж в последние месяцы, общее затоваривание, если не сказать перепроизводство, книг - грозит всем участникам книгоиздательского процесса. Рынок переполнен, все ниши заполнены, а потребитель давно уже теряется перед книжным изобилием.
На ярмарке "non/fiction" потребитель уже мало отличается от продавца. В рыночном же идеале продавец культуры сливается с ее творцом, и главное - не просто выдать на гора продукт (интеллектуальный, эстетический, какой угодно), но создать медийное (а другого у нас нет) пространство, в котором этот продукт будет востребован.
Так вот, из кулуарных разговоров на ярмарке выяснилось, что при общем спаде продаж именно здесь, на "non/fiction", книги в этот раз продавались как нельзя хорошо. Причем самые разные - от новейшего художественного исследования современного американского культурного ландшафта Джона Сибрука под названием "Nobrow" (где речь идет как раз о культуре маркетинга и маркетинге культуры) до исторических сочинений Натана Эйдельмана, серийно переиздающихся в "Вагриусе" и оказавшихся отчего-то близкими московскому покупателю начала ХХI века, которому в ЦДХ ежегодно предлагают некий итоговый сгусток культуры.
И потому стенды, где книги не продавали, а только "показывали" (таковых, кстати, было исчезающе мало), популярностью пользоваться по определению не могли. Покупатель хочет супермаркета, где, с одной стороны, есть все, а с другой - все разложено по полочкам, определяющим статус книги в постоянно меняющейся системе рыночных ценностей. К этому книжному супермаркету душа покупателя давно готова. На "non/fiction" мы видим его воплощение. По крайней мере в первом приближении.