0
1005
Газета Главная тема Интернет-версия

02.12.2004 00:00:00

Вечный финалист и темные лошадки

Тэги: премия, букер, роман


Сегодня вечером в 19.00 в гостинице "Золотое кольцо" пройдет церемония вручения литературной премии "БУКЕР - ОТКРЫТАЯ РОССИЯ" за лучший роман 2004 года на русском языке. Лауреат получит (помимо неувядаемой славы, почета и любви сограждан) 15 тысяч долларов, остальные финалисты - по 1000. Плюс лауреат Студебукера ("студенческий Букер") - ему отвалят 500.

Официально претендентов шестеро: "Вольтерьянцы и вольтерьянки" Василия Аксенова, "Сергеев и городок" Олега Зайончковского, "Солнце сияло" Анатолия Курчаткина, "Валторна Шилклопера" Марты Петровой, "Номер один, или В садах других возможностей" Людмилы Петрушевской и "Качество жизни" Алексея Слаповского. Ну, и, конечно, "добавление от студентов": Евгений Гришковец ("Рубашка"), Людмила Улицкая ("Искренне ваш Шурик"), Марина Вишневецкая ("Кащей и Ягда, или Небесные яблоки"), Андрей Геласимов ("Рахиль"). Студентов выбирают из десяти, а не из шестерых.

Начнем, однако, с "длинного списка". В "шорт" не вошел Мамлеев, не вошел Леонид Бородин. Не вошли "Чума" Александра Мелихова и "Быть Босхом" Анатолия Королева. Первые два могли попасть "по совокупности заслуг", третий и четвертый - за романы. Не повезло. Зато почти все нынешние финалисты - фавориты. Слаповский и Аксенов - их знают по модным телесериалам. Аксенов к тому же хороший и заслуженный писатель. То же самое можно сказать и про Петрушевскую. Курчаткин тоже - известный и достойный человек. Кстати, Слаповскому (если он не получит, конечно, главный приз) надо присвоить почетное звание: "Вечный финалист Букера".

Темных лошадок всего две. Одна из них, как водится, и получит главный приз. Ведь чего больше всего боится букеровское жюри? Обвинений в предвзятости. А кто у нас председатель жюри? Владимир Войнович (кроме него: прозаик Андрей Дмитриев, литературные критики Никита Елисеев и Леонид Быков, режиссер-мультипликатор Гарри Бардин). Следовательно, Аксенов премию получить не сможет.

А роман? Хороший, хотя и исторический. Герои: Вольтер и главная вольтерьянка России Екатерина Великая. Время действия: 1764 год, Екатерина взошла на престол. Маскарад, гротеск, анекдот, фантасмагория. Идея, разумеется, тоже есть. Очень сейчас модная: про либеральную империю. Роман, может, и не лучший из написанных Аксеновым, но уж точно не худший. Первое место? Вряд ли, не посмеют.

Олег Зайончковский. Почти "новое имя" (хотя его первый - и восхитительный! - роман "Петрович" уже фигурировал в лонг-листах разных премий). Жизнь рабоче-крестьянского провинциального городка. Люди и судьбы. Редкая по нынешним временам фактура. Очень доброе, человечное произведение. До гениальности не дотягивает совсем чуть-чуть. Просто, когда автору становится больно за своих персонажей, он отступает, прячется в юмор. И юмор получается немного вымученным, немного жванецким. Уберите юмор, Олег, дойдите до конца, до дна, и мы возопим: "Новый Шукшин родился!" А пока родился только новый рабоче-крестьянский Довлатов. Маловато, но шансы на лауреатство лучше, чем у других.

Анатолий Курчаткин. Очень современная и своевременная книжка. Про молодых и "понаехавших", про русский капитализм начала 90-х, про ельцинщину. И телевидение тут, и водка стаканами, и баксы с "мочиловом", и клипы, и, извините, музычка. Юмор, надрыв, простой язык, фабула без наворотов, все "серьезности" - вне повествования, не мешают. Читать легко и приятно. Премию дать можно, а если б не Петрушевская (и, кстати, уже полученная премия "Российский сюжет"), то и нужно даже, но...

Марта Петрова. Олитературенный дневник, хорошо отжатый нон-фикшн. Зоркий глаз, интересное минималистское письмо и... малоинтересные коллизии. Опять писательская и журналистская Москва, сколько можно? Где люди, дайте людей! Меняем Марту Петрову на Олега Зайончковского.

Петрушевская. Хорошо, хоть в "короткий список" попала: слишком уж сильная вещь. Совершенно в духе Петрушевской, мастера короткой формы, но и впрямь - роман. Нерассыпающийся, злой, веселый и абсурдный. По идее, должна получить именно она. Но - и автор слишком известный, и роман слишком хороший. Так что и здесь - вряд ли.

Слаповский. Как всегда, остроумный, блестящий, занимательный, но... какой-то ненастоящий. Бульварное чтиво, сдобренное рефлексией, формальным выкрутасами и мастерством. Литературная алхимия. Повесть о похождениях профессионального литератора, вероятно, понравится профессиональным литераторам, имеющим вес в букеровских кругах, но шансов у адаптированной версии венценосного <НРЗБ> Сергея Гандлевского немного. Чего не скажешь о шансах самого Слаповского как "фигуры" и "суммы заслуг".

Так кто же? До счастья осталось три... два... один...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
611
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2331
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1542
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1170

Другие новости