Сегодня вечером в 19.00 в гостинице "Золотое кольцо" пройдет церемония вручения литературной премии "БУКЕР - ОТКРЫТАЯ РОССИЯ" за лучший роман 2004 года на русском языке. Лауреат получит (помимо неувядаемой славы, почета и любви сограждан) 15 тысяч долларов, остальные финалисты - по 1000. Плюс лауреат Студебукера ("студенческий Букер") - ему отвалят 500.
Официально претендентов шестеро: "Вольтерьянцы и вольтерьянки" Василия Аксенова, "Сергеев и городок" Олега Зайончковского, "Солнце сияло" Анатолия Курчаткина, "Валторна Шилклопера" Марты Петровой, "Номер один, или В садах других возможностей" Людмилы Петрушевской и "Качество жизни" Алексея Слаповского. Ну, и, конечно, "добавление от студентов": Евгений Гришковец ("Рубашка"), Людмила Улицкая ("Искренне ваш Шурик"), Марина Вишневецкая ("Кащей и Ягда, или Небесные яблоки"), Андрей Геласимов ("Рахиль"). Студентов выбирают из десяти, а не из шестерых.
Начнем, однако, с "длинного списка". В "шорт" не вошел Мамлеев, не вошел Леонид Бородин. Не вошли "Чума" Александра Мелихова и "Быть Босхом" Анатолия Королева. Первые два могли попасть "по совокупности заслуг", третий и четвертый - за романы. Не повезло. Зато почти все нынешние финалисты - фавориты. Слаповский и Аксенов - их знают по модным телесериалам. Аксенов к тому же хороший и заслуженный писатель. То же самое можно сказать и про Петрушевскую. Курчаткин тоже - известный и достойный человек. Кстати, Слаповскому (если он не получит, конечно, главный приз) надо присвоить почетное звание: "Вечный финалист Букера".
Темных лошадок всего две. Одна из них, как водится, и получит главный приз. Ведь чего больше всего боится букеровское жюри? Обвинений в предвзятости. А кто у нас председатель жюри? Владимир Войнович (кроме него: прозаик Андрей Дмитриев, литературные критики Никита Елисеев и Леонид Быков, режиссер-мультипликатор Гарри Бардин). Следовательно, Аксенов премию получить не сможет.
А роман? Хороший, хотя и исторический. Герои: Вольтер и главная вольтерьянка России Екатерина Великая. Время действия: 1764 год, Екатерина взошла на престол. Маскарад, гротеск, анекдот, фантасмагория. Идея, разумеется, тоже есть. Очень сейчас модная: про либеральную империю. Роман, может, и не лучший из написанных Аксеновым, но уж точно не худший. Первое место? Вряд ли, не посмеют.
Олег Зайончковский. Почти "новое имя" (хотя его первый - и восхитительный! - роман "Петрович" уже фигурировал в лонг-листах разных премий). Жизнь рабоче-крестьянского провинциального городка. Люди и судьбы. Редкая по нынешним временам фактура. Очень доброе, человечное произведение. До гениальности не дотягивает совсем чуть-чуть. Просто, когда автору становится больно за своих персонажей, он отступает, прячется в юмор. И юмор получается немного вымученным, немного жванецким. Уберите юмор, Олег, дойдите до конца, до дна, и мы возопим: "Новый Шукшин родился!" А пока родился только новый рабоче-крестьянский Довлатов. Маловато, но шансы на лауреатство лучше, чем у других.
Анатолий Курчаткин. Очень современная и своевременная книжка. Про молодых и "понаехавших", про русский капитализм начала 90-х, про ельцинщину. И телевидение тут, и водка стаканами, и баксы с "мочиловом", и клипы, и, извините, музычка. Юмор, надрыв, простой язык, фабула без наворотов, все "серьезности" - вне повествования, не мешают. Читать легко и приятно. Премию дать можно, а если б не Петрушевская (и, кстати, уже полученная премия "Российский сюжет"), то и нужно даже, но...
Марта Петрова. Олитературенный дневник, хорошо отжатый нон-фикшн. Зоркий глаз, интересное минималистское письмо и... малоинтересные коллизии. Опять писательская и журналистская Москва, сколько можно? Где люди, дайте людей! Меняем Марту Петрову на Олега Зайончковского.
Петрушевская. Хорошо, хоть в "короткий список" попала: слишком уж сильная вещь. Совершенно в духе Петрушевской, мастера короткой формы, но и впрямь - роман. Нерассыпающийся, злой, веселый и абсурдный. По идее, должна получить именно она. Но - и автор слишком известный, и роман слишком хороший. Так что и здесь - вряд ли.
Слаповский. Как всегда, остроумный, блестящий, занимательный, но... какой-то ненастоящий. Бульварное чтиво, сдобренное рефлексией, формальным выкрутасами и мастерством. Литературная алхимия. Повесть о похождениях профессионального литератора, вероятно, понравится профессиональным литераторам, имеющим вес в букеровских кругах, но шансов у адаптированной версии венценосного <НРЗБ> Сергея Гандлевского немного. Чего не скажешь о шансах самого Слаповского как "фигуры" и "суммы заслуг".
Так кто же? До счастья осталось три... два... один...