0
1121
Газета Главная тема Интернет-версия

02.09.2004 00:00:00

Чин-чин с "Книгой года"

Тэги: премия, книга года, шортлист, неразбериха


Вчера вечером, в первый день Московской международной книжной выставки-ярмарки, объявили победителей ежегодного открытого конкурса "Книга года-2004". Премия не денежная, зато уважаемая. Под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Дело замечательное!

Только в нынешнем году с этой премией вышел, скажем так, небольшой конфуз. Не конфуз даже, а маленькая неразбериха. Но все равно - история почти детективная.

В газете "Книжное обозрение" (от 26.07.2004) был опубликован шорт-лист премии. Короткий список по 14 номинациям: "Книга года", "Бестселлер года", "Проза года" и т.д. Книги почти все - очень хорошие. Авторы - и вовсе замечательные: Виктор Пелевин, Светлана Алексиевич, Юнна Мориц, Лариса Миллер, Александр Мелихов, Татьяна Бек... Гляди да радуйся. Открываем следующий номер "КО" (от 09.08.2004). Там какие-то странности: "В прошлом номере "КО" опубликовало короткий список книг, которые претендуют... Публикация этого списка вызвала сомнения, которые редакция "КО" спешит развеять".

Сразу же возникает вопрос: у кого именно публикация списка вызывала сомнения? Дабы найти ответ на него и развеять свои сомнения, идем дальше и узнаем про другие странности: 1) "...прием книг на момент публикации не был завершен" и 2) опубликованный список "не официальный отчет оргкомитета", а "шорт-лист предпочтений редакции". Однако в "КО" от 26.07.2004 черным по белому написано: "шорт-лист". Шорт-лист премии, а не шорт-лист редакции. Мы хорошо знаем, что такое газета "Книжное обозрение", знаем, что там работают настоящие профессионалы. Глупостей они не пишут.

Странности, впрочем, на том не кончаются. Вместо первого списка в "КО" от 23.08.2004 публикуется "правильный" шорт-лист, уже из 16 номинаций. Упомянутые выше Пелевин, Алексиевич, Мориц, Миллер, Мелихов, Бек и целый ряд других авторов из него загадочным образом исчезли. Зато добавились не менее уважаемые Олег Чухонцев, Максим Амелин, Афанасий Мамедов...

Помнится, до сих пор не было такого, чтобы оргкомитет какой-либо премии публиковал шорт-лист дважды. Как и почему такое могло случиться? Главный редактор "КО" Александр Гаврилов вызвал, что называется, огонь на себя: "Первая публикация, - сообщил он "НГ-EL", чтобы опять-таки рассеять сомнения, - наши редакционные предложения. Перепутали два текста в процессе верстки. Исключительно техническая неполадка... Никакой политики".

Технические неполадки, конечно, со всеми случаются, но литературный народ тем не менее волнуется. Мы обратились за разъяснениями к людям, которые могли бы пролить свет на странную ситуацию с премией "Книга года-2004".

Пресс-секретарь Михаила Швыдкого Наталья Уварова посетовала на то, что у ее шефа "ни секунды лишней нет". И риторически спросила: "А, собственно, какое отношение он имеет к "Книге года"?.."

Нина Литвинец, глава Управления издательской деятельностью и книгораспространением ФАПМК, ответила на наш вопрос так: "Безусловно, это журнал (имеется в виду "Книжное обозрение". - "НГ-EL") допустил промах. Ребята там творческие и шибко невнимательные. Когда они напечатали первый вариант шорт-листа, тогда еще и жюри не работало!"

Того же мнения придерживается и Галина Щетинина, координатор конкурса "Книга года": "Поверьте мне, во всем виновата газета... Я даже представляю себе, как это произошло. Гаврилов отсутствовал, а в это время его подчиненные прицепили к произвольному списку преамбулу из прошлогоднего шорт-листа. Ситуация беспрецедентная. Ни разу в моей практике не было такого кошмара".

Но, может быть, в случившемся все-таки присутствует идеологическая подоплека? Светлана Алексиевич, например, - известная белорусская диссидентка. Да и Пелевин - не самый политкорректный писатель. А премия государственная. Все должно быть чин-чином. Как у настоящих чиновников. Нет, объясняет Галина Щетинина. Дело в том, что книга Алексиевич нарушает условия конкурса, а именно - строго определенные сроки ("с 1 сентября предшествующего конкурсу года по 31 июля текущего года"). Опять странность. Ведь рецензия на эту книгу вышла в нашей газете 13 мая 2004 года.

Можно предположить, впрочем, что все дело в чиновничьей неразберихе. Ведь за время проведения премии у нее, как нам сказали, менялось жюри. Кстати, вполне открытую и совсем не секретную информацию о его составе от общественности почему-то скрывают. На официальных сайтах состав не оглашен. Заинтересованные лица молчат. И в итоге нам известны имена лишь четырех членов уважаемого жюри: сама Щетинина, художник Алимов, критик Чупринин и - Александр Гаврилов. Состав менялся, менялась и структура организации, курирующей премию: из министерства в федеральное агентство. Но и эту версию координатор конкурса отказывается признавать достоверной.

Значит, опять во всем виноваты журналисты?

Чиновники в растерянности и ужасе. Главный редактор "КО" обвиняет во всем себя и коллег. Им, конечно, можно посочувствовать. Но на самом деле в наиболее неприятном положении оказались литераторы, чьи книги фигурируют в первом списке, но отсутствуют во втором. Они напоминают спортсменов, которым дали медаль, а потом - по техническим причинам! - забрали назад.

Утешает лишь одно. Мертвый летний сезон явно кончился. В тесных литературно-чиновничьих кругах снова начались реальные и виртуальные интриги, оправданные и высосанные из пальца обиды. А это значит, что литературный процесс продолжается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
635
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2643
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1529
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
686

Другие новости