В ближайшие выходные весь мир вспомнит о стихах. В воскресенье отмечаем Всемирный день поэзии. Праздник анапеста и ямба, сонета и рондо, верлибра и палиндрома.
Когда-то в года глухие, еще при большевиках, альманах такой выходил: "День поэзии". Потом было жуткое и мрачное перестроечное и постперестроечное время: все занимались продажей и перепродажей Родины, не до стихов было. Наконец наметилась стабилизация стабильной стабильности, подъем ВВП, рост благосостояния населения и, как следствие, возвращение к истокам.
А тут и мировое сообщество про стихи вспомнило. Решением 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году 21 марта объявили Международным днем поэзии. В России по традиции к поэзии подходят со всей серьезностью. Разумеется, не оставили вниманием и нововведенный праздник.
Первый День поэзии прошел в Москве в 2000 году, нынешний - уже четвертый по счету (подробную программу его мероприятий, растянувшихся аж на неделю, смотрите на второй странице сегодняшнего номера "НГ-EL"). Как говорит координатор праздника, депутат Московской городской Думы Евгений Бунимович: "Зацепка была формальной: ЮНЕСКО, условно говоря, каждый день объявляет всемирным днем чего-нибудь. Но результат оказался интересен. В Москве ведь поэзия - это живой процесс!"
Процесс этот характеризуется прежде всего тем, что русские поэты сразу же разбились "по тусовкам", по поэтическим школам (если о таковых вообще можно говорить), по симпатиям и антипатиям, а в конечном счете - по амбициям.
И читают в разных залах, на разных площадках, друг на друга почти не смотрят. Свой День поэзии у Союза молодых литераторов "Вавилон" (заявившего, впрочем, о своей "кончине": "прощание" пройдет в клубе "Б2" - новом для поэтов пространстве, но хорошо знакомом московской молодежи), свой - у круга авторов поэтического журнала "Арион", отдельная программа у клубов "ОГИ" и "ПирОГИ" и т.д. Есть поэты, скажем, "сорокалетние", или разные группы молодых (прежде всего!) поэтов, которые не хотели бы читать друг с другом в одном и том же месте - просто потому, что и "по жизни" рядом не ходят. Зато (как это было вчера) встречаются на ежегодной пресс-конференции в той же Московской городской Думе под крылом Бунимовича, который, несмотря ни на что, по-прежнему собирает у себя поэтов и считает, что это правильно. Поскольку, с одной стороны, само внимание властей придает мероприятию серьезный статус, а с другой - Дума "равноудалена" от всех: никому ничего не навязывает, а лишь помогает. Координирует! И то верно: читателю-слушателю какая разница, что там не поделили между собой "организаторы литературного процесса"?
Конечно, всякий, кто про День поэзии впервые слышит, не может не усмехнуться. В самом деле: и странная это дата, и несколько глуповатая. На что депутат Бунимович отвечает: "Мы сами пытались понять: а почему собственно 21 марта? Никто не мог объяснить. Но когда я встретил своего марокканского коллегу, который проводит такие же фестивали, тот сказал: "Да это мы предложили! Ну просто весна, солнце, птицы поют..." Так что в разных странах по-разному относятся ко всему этому - легче и спокойнее. Конечно, написание стихов, поэзия - это одинокое, маргинальное и отдельное от мира состояние. Но заявить о том, что Москва - одна из поэтических столиц мира, - ход естественный. Нужно понимать, что в отличие от брэндов "русская политика" или "русская экономика" "русская поэзия" - брэнд несомненный! И хотелось бы его поддерживать в этом состоянии".
От себя добавим, что 21 марта к тому же еще и День борьбы против расовой дискриминации. Довольно символично! "День, когда весь мир говорит в рифму". Красивая формула, хотя и не вполне верная. Поэт - он сам себе резервация, а когда ему выделяют один день в году, становится как-то неуютно. Забавно и грустно. Но что говорить? Любой праздник - дело хорошее.
Конечно, говоря словами классика, узок круг этих бойцов. Страшно далеки они от народа. Сидят поэты на поэтическом фестивале, хорошо, если друг друга слушают, и друг другу дарят свои книжки тиражом по 200-300 экземпляров. Да и читателей поэзии не намного больше, чем тех, кто "говорит в рифму". Получаются стихи внутреннего сгорания. Но стихи и должны быть такими - чтобы дотла. Чтобы гибель всерьез, чтобы судьба и почва. Тем более именно со стихов все и начиналось. Еще когда не было письменности. Тогда приходилось запоминать - вот и сочиняли так, чтобы ритм был, размер, созвучия.
А в России и вовсе литература, как известно, - первопричина всего. Так что, как уже сказано, возвращаясь к поэзии, мы припадаем к истокам. Или (что не менее ответственно) просто в меру сил продвигаем наш русский поэтический брэнд!