Рой Медведев. Владимир Путин: четыре года в Кремле. - М.: Время, 2004, 656 с. (Диалог).
Сегодня, 12 февраля, в комитете Госдумы по законодательству будет обсуждаться инициатива о продлении срока президентских полномочий с четырех до семи лет. Депутаты, надеемся, решат все как надо. А мы сегодня попутно, с ними и с Роем Медведевым, окинем взором четыре прошедших года президентства Путина. Ибо как еще судить о государственном человеке, как не по делам его?
Историк Рой Медведев писал практически обо всех "кремлевских вождях", о нынешнем президенте, разумеется, тоже. Три года назад он выпустил книжку с потрясающим по силе воздействия заголовком: "Владимир Путин - действующий президент". Так что собственно исторический фон в изложении Роя Медведева - Ленсовет и Собчак, КГБ и ГДР etc. - читателям уже известен. Что же касается "злобы дня", то есть новой книги Роя Александровича "Владимир Путин: четыре года в Кремле", - так она очень напоминает высказывание одного из персонажей Евгения Шварца: "Ваше величество, вы - гений!"
Каков стиль, какие чеканные фразы: "Либерализм Владимира Путина совсем не похож на примитивные либеральные схемы Гайдара. Путинский либерализм не заимствован также ни у Грефа, ни у Илларионова. В.Путин ясно сказал в своем послании..." Особенно умиляет порядком уже подзабытое, из брежневских времен - "ясно сказал в своем послании".
Книга состоит из двух частей. Первая написана не спеша, автор явно держал и корректуру. Там делаются забавные прогнозы - в частности, об исходе парламентских выборов. Медведев, как и многие, сомневается, что "Родина" способна преодолеть 5-процентный барьер (ошибка, увы, общая). Предельно оптимистичен, говоря о Чечне. "Мирный процесс в Чечне набрал уже ход, и много средств для восстановления Чечня получает не из российского бюджета, а от своей экономики..." И так далее - к светлому мирному будущему. Кстати, Кадыров почему-то назван Ахматом, хотя в начале книжки справедливо именуется Ахмадом. Чем актуальнее, видимо, тем меньше сил и времени на корректуру.
Зато много - на агитацию и пропаганду. После безусловно интересных рассуждений о политической харизме в целом и харизме Ленина, Сталина, Ельцина, Жириновского и проч. в частности Медведев заключает: "Но были и вожди, которых рождало не слово, а действие. Это люди, у которых обнаруживалась колоссальная внутренняя энергия, необычайная концентрация воли, решительность и неутомимость..." Нет нужды говорить, что такой Вождь, по мнению историка, - В.В. Путин.
О личных качествах. Если в начале книги Медведев говорит о том, что личное обаяние, умение очаровывать - качества для разведчика чуть ли не профессиональные, то чем ближе к концу, тем тверже он об этом забывает. Видимо, поддается обаянию. Каковое перед выборами только крепчает!
Финал и апофеоз работы Роя Медведева строится на контрастах. Ходорковский и Путин. Как два пути России - в бездну и к всеобщему процветанию. "Ходорковский открыто заявлял, что он будет работать в нефтяной отрасли только до 2007 года, а после этого начнет заниматься политикой. Что ж, для политика пребывание в тюрьме - это очень хорошая школа..."; "...забота о коммерческой тайне была одной из главных забот олигарха, и он, конечно, знает о темных делах своей корпорации гораздо больше, чем прокуратура. Но и того, что уже известно, достаточно для самого строгого судебного приговора" (а как же воспетая в перестроечные годы презумпция невиновности?); "Наглое поведение М.Ходорковского поставило в трудное положение большинство других бизнесменов, которые сумели в последние три года наладить свои отношения с властью..."
Комментировать тут особенно нечего (тем более автор явно уклоняется от главного предмета своего исследования), но нельзя не противопоставить олигархическому кошмару и "другие картины": "В 90-е годы в России почти остановилось строительство новых заводов и электростанций, железных дорог и портовых сооружений. Сегодня мы видим в стране другую картину. Заброшенные стройки оживают. Строятся новые заводы и дороги. Есть много свидетельств того, что Владимир Путин не только внимательно наблюдает за этой панорамой строительства. Он выбирает некоторые наиболее значимые объекты и устанавливает над ними своеобразное шефство. Это может быть участок Байкало-Амурской магистрали... Но это может быть и большой детский оздоровительный лагерь "Орленок" на берегу Черного моря..."
Словом, спасибо за наше счастливое детство, отрочество и юность, а также спокойную зрелость и обеспеченную старость! И это, к несчастью, составляет основное содержание книги, тогда как хотелось бы анализа и, главное, перспективы, а именно: что Путин будет делать дальше?
Ведь уже сейчас (если исключить форс-мажорные обстоятельства) ясно, что нынешний президент останется у руля государства. Его переизберут в марте, если выборы не будут по каким-то причинам сорваны, или, как теперь модно говорить, делегитимизированы. (Случись такой вариант, он на самом деле будет худшим, и это станет действительно сокрушительным ударом по демократии.) Хотя за месяц до выборов как-то настораживают и история с кандидатом в президенты Рыбкиным, и взрыв в московском метро с немедленными призывами ввести в Москве чуть ли не чрезвычайное положение, расширить полномочия спецслужб и отменить мораторий на смертную казнь (все это, заметим, в течение одной недели). Но, несмотря ни на что, надо думать о будущем. Этих размышлений Медведев в своей книге бежит как от огня. А следовало бы.
Избранный Путин, заручившись доверием масс (и, что немаловажно, так называемого среднего класса), прежде всего должен наладить отношения с многочисленными, и часто недовольными, элитами. Так сказать, сплотить правящий класс. И это его основная задача. "Единую Россию" хоть и называют "правящей партией", но это лишь бирка. Реального содержания эти слова не несут. А сколько "обиженных"? Сколько остались "не у дел"? Тогда как именно кадры, как учил еще Вождь народов, решают все. Кризис управляемости - главная проблема Путина.
Если между капитаном, штурманом, их помощниками, боцманом и т.д. нет единства в вопросе - куда и зачем плыть, да и стоит ли плыть вообще, - на судне неминуемо вспыхнет бунт, после чего корабль либо разобьется о скалы, либо, пустив друг другу кровь, сильно поредевшая команда подымет пиратский флаг и пойдет своим собственным безумным курсом. И уж точно потеряет пресловутую легитимность. А в конце концов кто-то самый "совестливый" или просто спятивший откроет кингстоны.
Не хотелось бы нам, чтобы будущий историк, исследователь первой половины ХХI века, в ответ на вопрос: "А что случилось с Россией?", пожав плечами, ответил: "Россия? Она утонула..."