Вчера в Москве, в Центральном доме художника на Крымском валу, открылась Международная ярмарка интеллектуальной книги "non/fiction". Пятая по счету. Традиционно она проходит под патронатом Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Министерства культуры РФ.
Если в прошлом году в ярмарке приняли участие 140 издателей и книжных магазинов, то на сегодня в списке, вывешенном на сайте организаторов, числится 161 участник. Это прежде всего отечественные издательства, несколько книжных магазинов, книготорговых и библиотечных структур, представительства Франкфуртской и Лейпцигской книжных ярмарок, Венгерский культурный центр, Институт Штейнзальца, Шведский институт, посольства Норвегии, Франции и Японии (Япония, кстати, участвовавшая в ярмарке впервые в прошлом году, в этом выступает в качестве страны-гостя, а год назад "гостевали" скандинавы), представители полутора десятков основных издающих стран, ряд газет и журналов. Причем среди последних - не только "толстые", литературные или филологические, но и вполне себе глянцевые. Что, впрочем, неудивительно. И даже характерно.
Скажем, от осенней Московской международной книжной выставки-ярмарки эта отличается, как бутик (не из самых, впрочем, навороченных) от супермаркета. Конечно, и в супермаркете на заветной полке найдется порой какой-нибудь экзотический соус, которого нигде не сыщешь, и бутики устраивают распродажи из "стоков" известных фирм. Но на "non/fiction" (помимо книжек, естественно) главное - не количество участников, презентаций и иных мероприятий, а отношения, складывающиеся на протяжении нескольких лет между книгоиздателями и книгопродавцами, с одной стороны, и потребителем "интеллектуальной книги" - с другой. Поскольку и организаторы (компания "Экспо-Парк"), и участники вполне серьезно придерживаются заявленных принципов представления здесь именно "умной" и нетривиальной литературы, и, не побоюсь этого слова, сознательно стараются представить из своей продукции "избранное". Таким образом, согласие участников с концепцией гарантирует присутствие на стендах именно лучших образцов издательской продукции. Что не мешает быть таковыми и упомянутому продвинутому "глянцу".
Потребитель тут (он же посетитель выставки) на самом деле мало отличается от продавца. Они - люди одного круга, обоюдно привыкшие за эти годы к концентрированному представлению именно в этом пространстве товара, который, хоть пока и с некоторой натяжкой, можно назвать элитарным. По качеству, эксклюзивности и, разумеется, стоимости. Ибо качественная книга по определению не может быть дешевой.
В общем, на "non/fiction" представлен нормальный сегмент нормального рынка. А издательская отрасль, что бы ни говорили, чуть ли не единственная в нашей стране, растущая в последнее время по более-менее цивилизованным бизнес-правилам, формируемым самими субъектами рынка. Для которых помимо прочего "non/fiction" предоставляет возможности сугубо цехового общения "среди своих". Так что эту ярмарку можно сравнить еще и с клубной корпоративной вечеринкой среди повсеместного засилья фаст-фуда.
И хотя собственно бизнес в чистом виде в ЦДХ тщательно прячется, отходя как бы на второй план, кутаясь в атмосферу "формирования качественной культурной среды", подкрепленную всякими умными семинарами и дискуссиями или вручением также сугубо корпоративных премий (писателям - имени Андрея Белого, переводчикам с французского - имени Мориса Ваксмахера и Леруа-Болье, книгоиздателям и книготорговцам - "Человека книги"), на самом деле "non/fiction" служит еще и испытательным полигоном для издательских проектов, опробовав которые тут, можно выходить и на "большой" рынок. Где уже нет ни времени, ни средств для эксперимента, а тем более - права на ошибку.
Именно поэтому большинство участников оценивают ярмарку положительно, причем нравится именно ее камерность, элитарность, а представители одного из крупнейших издательств России заявили даже в прошлом году, что не считают необходимым привлечение на ярмарку более широкой публики. Для этого, мол, существует ММКЯ. Не знаю, не знаю, но сходить на "non/fiction" все равно надо. Какие же издатели без читателей?
Список основных мероприятий ярмарки можно прочитать, перевернув страницу сегодняшнего номера "НГ-EL". А в рамках ежегодной некоммерческой программы в ЦДХ можно увидеть следующие экспозиции: "7503 км. Декодирование японской литературы в рамках ярмарки non/fiction" (проект при поддержке посольства Японии); выставка произведений ведущих художников-иллюстраторов издательства "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА"; выставка "Уроки русского языка" Андрея Бильжо и Аркадия Троянкера; выставка "Гид для путешественника по России. Обращаться с осторожностью" (художник Хеикки Паакканен, организаторы - Финский литературный информационный центр FILI и посольство Финляндии); выставка "Жизнь и творчество Карен Бликсен" (организатор - королевское посольство Дании в Москве и Датский институт культуры в СПб); выставка "Кочевники искусства. Современные русские художники в Германии" (проект Наталии Никитиной); фотовыставка "ФОКУС группы" (Мюрюэль Руссо-Овчинников, Станислав Шекшня и Лев Мелихов).
Открыта ярмарка до 1 декабря включительно. На понедельник, правда, никаких мероприятий не заявлено, но кое-что из книг, может, еще и останется. Будем надеяться, не только интеллектуальные "стоки".