Октябрь уж позади. И Великий и просто месяц. И даже ноябрьские праздники отгремели, демонстранты отмитинговали митинги, митингующие продемонстрировали демонстрации, красные промаршировали, коричневые отмахали алыми стягами. Пролетариат выпил за "ноябрьские" паленой водки, патриотически настроенная интеллигенция - красного, демократически настроенная - белого.
Праздники отшумели, да только в России всегда ведь так: мало нам одного дня, месяцами гуляем. Ноябрь же и вовсе - красный революционный месяц. Нет, как известно, у революции конца. Не было и не будет.
Литература, бывшая при большевиках и церковью, и стриптиз-клубом, и Сенатской площадью образца 1825 года, и даже синагогой, теперь стала всего лишь литературой. А потому 80-летний юбилей издательства "Молодая гвардия", пришедшийся как раз на ноябрьские и отмечавшийся недавно в Центральном академическом театре Российской армии, событие в принципе не самое громкое (к тому же обошлось без заложников). Корпоративная вечеринка, как сказали бы на Западе. Или торжественный юбилей, как все еще говорят у нас.
Меж тем событие это (и "молодогвардейцы" тут не виноваты, не они выбирали, когда родиться) идеально "совпадает" с прошедшим Днем согласия и примирения. Нынешние белые (тот же Гайдар) - потомки бывших красных (того же Гайдара). Нынешние красные вместо "Интернационала" поют о православии, самодержавии и народности. Правые обвиняют левых в фашизме, левые бранят правых за большевизм и ультрареволюционность. Только 7 ноября всех примиряет. Потому что выходной. Так и с "Молодой гвардией". Когда-то она называлась: кооперативное издательство "Молодая гвардия" при ЦК РКСМ. Теперь ОАО "Молодая гвардия". Самая знаменитая серия - "ЖЗЛ" (созданная Павленковым в 1890-м, возобновленная Горьким в 1933-м). Весь советский мейнстрим туда угодил. Писатели, художники, ученые, большевики, сейчас издано более тысячи биографий. Постсоветская "ЖЗЛ" и впрямь некий символ "примирения и согласия" (или, если хотите, лукавства, выдаваемого за буквализм: замечательный, дескать, человек вовсе не значит, что хороший и уж тем более не значит, что мейнстрим, пусть даже и не советский, а обще-, извините, человеческий). Даже "Ленин" недавно в серии появился! Владимир Ильич, которого раньше в замечательные не пускали. Пушкина пускали (целых четыре раза, если не ошибаюсь), а Ильича нет, не пускали. А это ж похуже, чем из нагана в вождя палить. Так что отсутствие в "ЖЗЛ" старика Крупского, мужа Надежды Константиновны, при большевиках столь же значимо, как и появление его там сейчас. Прочие, конечно, не столь шокируют, но тоже и замечательны, и примечательны. Шамиль. Актуален, похуже Пугачева. Символ примирения на Кавказе. Нечаев. Певец согласия. Леннон, Высоцкий - просто певцы. Каждой новой книжки ждешь, как грома среди ясного неба, как очередного трупа в хорошем детективе. Кто же будет на этот раз? Челентано? Чикатило? Чебурашка?..
Что до самого вечера, то он был именно комсомольским. Смесью старого и нового. Молодые люди в камуфляже поют под фонограмму что-то патриотическое - новые веяния. Свежий ветер демократических преобразований. Кобзон без фонограммы поющий "И Ленин такой молодой" - отголоски старого. Борис Громов, поздравляющий "молодогвардейцев", - согласие и примирение в чистом виде. Подмосковные вечера. Ну а за стенами┘ За стенами вновь продолжается бой, и покой нам только снится. Другое дело, что "Молодая гвардия" зря не поменяла свое название. "Новая Молодая гвардия" - звучало бы уж совсем весело, оксюморон так оксюморон. Молодая была немолода - это не только про вдову Грицацуеву, это и про "Молодую гвардию".
По сути, ведь перед нами все та же старая проверенная гвардия пламенных (и не очень) большевиков и антибольшевиков. Нечаев, Ленин, тот же имам Шамиль - герои минувших дней. Современных Нечаевых "МГ" пока не печатает. И, знаете, слава Богу.