Один из нас родился и вырос в Москве, другой - в Узбекистане, а живет в Кемерово. Один застал настоящие писательские встречи утробного советского образца. Другой поехал на всероссийское писательское собрание впервые. Опыт разный. Из прошлого многие вспоминают знаменитое Ярославское совещание, на котором кто-то даже вышел из окна. Нетрезвый молодой писатель лежал тогда в снегу, а подоспевшие милиционеры не знали, бить помирающего дубинками или нет - уж больно громко он матерился.
Сейчас время другое - почти по Сорокину, герои которого, по горло насытившиеся в молодости романами, смотрят на молодежь и говорят о том, что нынешние как-то вовсе и не пьют, и не развратничают.
Тот из нас, кто был на всех встречах и на многих семинарах, - свидетельствует: новое поколение гораздо более прагматично.
Опыт разный - вот по коридору идет поэт из Астрахани, успевший повоевать в Чечне, вот девушка из Москвы, работавшая на телевидении, вот парень из Уфы... В двадцать - двадцать два у них уже есть биографии.
Но нет боязни старших. Есть уважение к мэтрам, читающим их тексты, - Андрею Волосу, Леониду Юзефовичу, многим другим литераторам, что упакованы в премии и награды. Нет боязни власти.
При этом на совещании, или семинарах в Липках, которое официально называлось Второй форум молодых писателей России, ужились совершенно разные люди - от правых до левых, от "Знамени" до "Нашего современника".
Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ как-то удержал стороны от резкого противостояния. Президент фонда Сергей Филатов, отвечая на наш вопрос, сказал, что фонд принципиально дистанцируется от политической составляющей литературы.
Так или иначе, Владимир Костров, например, на своих семинарах призывал не нападать на модернизм, а условно "представитель противоположного лагеря" Сергей Гандлевский выступил гонителем "неоправданных новшеств" в поэзии и сторонником чистой поэзии.
Дело тут еще и в другом - на писателя возник спрос. Тогда, на памятном Ярославском совещании, было ясно - на носу президентские выборы, на дворе 1996 год и тот, кто сидит в санатории посреди леса, будет через полгода писать в прессе - и о выборах в том числе.
Сейчас похожая ситуация - скоро выборы в Думу, а за ними и президентские. Понятно, что молодых будут покупать. Молодые писатели - это те, кто будет зарабатывать в газетах и журналах, потому что иначе писателю заработать невозможно.
Теперь стало понятно, что писатель, даже молодой, очень важный политический фактор. События последних лет показали, что книги, пересуды о них и суды над их авторами - прекрасный информационный повод.
Это прекрасно понимают политики. Поэтому они приезжали посмотреть на молодежь и показаться самим.
Приезжал и телевизионный человек Олег Попцов, что много говорил о телевидении. Приезжал и министр Михаил Швыдкой, приезжал и президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев...
С другой стороны, это спрос у политиков не на литературу, не на текст, а на автора, на писателя-функционера.
Политику нужен боец информационной войны. Однако выбирают не только политики, но и эти двадцатилетние.
Сейчас молодые выбирают не спеша, смотрят не всегда внимательно, заснут невзначай под ученый разговор. Но это не отменяет их выбор. Они - главные.
Писатель, если он этого захочет, снова становится публичным человеком.