Борис Веймарн. Классическое искусство стран ислама. - М.: Искусство, 2002, 496 с.
Очень своевременная книга - особенно для тех, кто события 11.09 до сих пор ассоциирует с исламом. Пятьсот страниц и том, что "гений и злодейство несовместны". Что ислам - это не выродки по телевизору, а шедевры, шедевры и еще раз шедевры искусства, до которых нам (страшно сказать) еще расти и расти.
Книгу написал в восьмидесятых годах академик Борис Веймарн (годы жизни 1909-1990-е, две цифры поменялись местами). Перед вами свод обобщенных особенностей искусства Ближнего Востока и Средней Азии в период от становления ислама VII-IX веков до XVI столетия включительно, когда Синан в Стамбуле раскидывал волшебные шатры своих мечетей.
Кто помнит серию "Памятники мирового искусства" в том же издательстве, знает, что первым томом шла книга по культуре Древнего Востока. Нынешний том написан с оглядкой на ту книжечку. То есть Борис Веймарн описывает искусство стран ислама с учетом того, как ислам интерпретировал наследие более древних культур Востока. Иными словами, он указывает на буддийское эхо в художественной культуре Средней Азии, влияние устной традиции доисламских бедуинов на поэзию Халифата, эллинские и византийские корни в архитектуре Ближнего Востока, зороастрийские приметы эпохи Сасанидов в исламских постройках на территории нынешнего Ирана и Ирака, а также влияние китайской и японской живописи на миниатюру мастеров Шираза, Герата и Тебриза.
Но главное достоинство этой книги - в ее иллюстрациях. Вот где праздник сердца и сплошные именины зрения! Образцы архитектуры, миниатюры и керамики, оригиналы которых разбросаны по музеям мира! Четыреста страниц отборных иллюстраций - против сотни страниц текста, и это правильно, ибо суть ислама в пространстве увиденного, а не во времени умышленного.
Зачарованности и головокружения - вот чего так не хватает этому суховатому тексту. Зато картины! Эти миниатюры можно разглядывать часами - недаром Бехзад и мастера Герата корпели над каждым сантиметром картины - так что смотрите, какие полотенца, синие в полоску, до сих пор висят под крышей бани, где Харун ар-Рашид бреет голову у брадобрея! Какая кошечка все спит на крыше, покуда Хосров стоит под окнами Ширин! Как все еще несутся кони с обрезанными на монгольский манер ноздрями!
Да, мир ислама декоративен, орнаментален, но что такое орнамент, как не разумное распоряжение струящимся светом? И не отсюда ли каллиграфия арабской вязи, которая "пропускает" сквозь себя живой смысл, не задерживая его?
Глядя на исламские изразцы, вспоминаешь Матисса и европейский пуантилизм, который тоже отсюда: из желания выткать воздух. А потрясающие минареты Самарры и Дамаска? Это же опыты русских конструктивистов и германское ар-деко! Особняк Мельникова на Арбате вторит медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске, а татлинская спираль вычерчена по лекалам минарета в Самарре середины IX века!
Еще раз: мир ислама декоративен, орнаментален. Но эти приметы сущностны, а не... декоративны, бытийны, а не... орнаментальны. Каждый штрих - каждый кирпичик - каждый изгиб узора - работает на сверхзадачу и отвечает перед Всевышним: в том-то и разница. Каждый сантиметр искусства ислама показывает, что "мир велик и прекрасен" и мусульманин - всего лишь тот, кто обомлел и изумился его красотой. Вот в этом - увидеть и обомлеть, а потом постичь добрую волю, которая ведет тебя в дебрях фантастического узора, - и состоит суть искусства ислама, да и самой религии в целом, поскольку искусство и религия тут, в сущности, нераздельны.
Эту книгу можно назвать книгой будущего - в том плане, что принципы искусства ислама идеально накладываются на наш мир, каким он будет завтра. Пестрым, но осмысленным. Разным, но единым. Поверхностным и в то же время сущностным. Так что не пугайтесь, если вам скажут, что "Ислам это религия будущего".
По крайней мере с точки зрения искусства это и в самом деле так.