Дубай – Нью-Йорк Ближнего Востока, в котором все кажется большим, и только человек – маленьким. Фото Reuters
В путешествиях запоминаются иногда самые неожиданные моменты и места. Обычно больше всего впечатляет не то, за чем ты собственно приехал, а что-то другое, мимолетное. Я в этом убедился, когда во второй раз приехал в Дубай.
В самолете у окна сидел я. Пока моя девушка мирно дремала, я вдруг увидел, как синяя гладь моря закончилась и начались прибрежные городки. Точнее, один прибрежный, а другие уже скрывались за небольшими горами. Интересно, большие они или маленькие, эти поселения? С высоты не так-то легко разобрать. Эх, а хорошо было бы взять с собой бинокль. А еще интересно, какую же мы страну пролетаем: Грузию, Азербайджан? (Впоследствии оказалось, что это был Иран. Азербайджан с его Баку мы тоже пролетали, но этот момент я прозевал или он оказался скрыт облаками.) Не успел я об этом подумать, как горы стали выше, с большими снежными шапками. А потом появились горы, на которых снег лежал лишь частично, выводя причудливые узоры. «Прям мороженое с шоколадной крошкой!» – подумал я.
Горы... Они не просто величественны, они как будто искривляют само воображение, отображение своего тела в пространстве, когда над ними летишь. А самые высокие создают впечатление, что летишь не над, а среди них. Возможно, это были гиганты Демавенд и Алам-Кух.
Необычно увидеть в снегах поселения. А особенно необычно увидеть в снегах карьер. Что там добывают или добывали? И кто живет в этих горных городках, к которым ведут одинокие автомобильные дорожки? Постепенно снег закончился, но не горы, которые иногда напоминали арки, или Великую Китайскую стену, или огромный медальон. А после пустынь показался и сам Дубай с Бурдж-Халифой и с насыпными островами. Но по сравнению с горами как-то это было не столь масштабно.
Когда мы приземлились, был уже вечер. Пассажиры доехали до метро EXPO2020 и уже вошли в него. Но я оглянулся налево и увидел красивый зеленый уголок. Мне как-то не хотелось торопиться: все равно по приезде спать ляжем. И я не прогадал. Донесся вечерний цветочный сладкий запах. После зимней Москвы – растения, пальмы. А запах – сама сладость. А потом я увидел идеально подстриженный газон и играющих в мяч мальчишек: все русские. У одного, белобрысого, прямо на майке футбольной написано: «Kirill». Другие два мальчика поменьше – восточной внешности. Может, и не русские, но «наши», в футболках ФК «Фишт».
Я был счастлив. Примерно так изображают счастливые семьи в фильмах. Красивый дом, «оцивиленная» природа, игра с детьми. А ведь мы могли шмыгнуть в метро вместе с остальными, сказав себе, что и так увидим много чего куда более интересного!
Здесь, как нигде в мире, понимаешь, что красоту не разглядишь на расстоянии. Фото Unsplash |
И как меня раздражали толкотня и узкие улочки Дейры год назад! А сейчас приятно было вспомнить: шумные улицы, красивая набережная Баньяса, маленькие лодочки-абры, мороженое-фалуда (по сути, просто мороженое с изюмом, орехами и макаронами, а не индийская фалуда, которую я никогда и не пробовал, но очень вкусно, может, и вкуснее самой фалуды), свежевыжатые соки. И конечно, толпы пакистанцев, индийцев и выходцев из Черной Африки. Которые приехали из своих далеких деревень заработать сумасшедшие по меркам их родины деньги.
Здесь кипит жизнь. И кроссовки фирменные можно купить в два-три раза дешевле, чем в Дубай Молле. И безопасно, несмотря на то что лица местных экспатов доверия обычно не вызывают.
Как всегда, я восхищался местными гипермаркетами с их огромным выбором. Особенно налегал на фрукты. Брал манго, личи, гранаты, клубнику. Все вкусное, только бананы «наши» эквадорские гораздо лучше дубайских «местных» филиппинских.
Торговые центры здесь гигантские, даже на окраинах. Чего стоит Сахара Молл, который, по-моему, вытянутее самого Дубай Молла.
Чтобы дойти до некоторых мест, таких как Сахара Молл, иногда нужно делать обход дороги в километр. Или перебежать шестиполосную дорогу под угрозой штрафа в 400 дирхам. Выберем мы, конечно же, второе. Уж будьте добры спускать с рук правонарушения, если о пешеходах почти не думаете. Огромность Сахара Молла такая же потрясающая, как и его пустынность. Хоть мы и оказались там в будний день, но практически полное отсутствие людей все-таки поразило нас.
Но есть и довольно уютные торговые центры: нам вот Аль-Гураир понравился. И ходить километрами не надо, и все близко и прилично. Чем-то слегка Европейский напомнил. Совершенно меня не впечатлила в этот раз Бурдж-Халифа. Лишь во время традиционного шоу фонтанов вечером я обратил особое внимание, как она подсвечивается. К самой этой башне я уже привык. А вообще, как ни странно, именно в Дубае я подумал о том, что настоящая роскошь обычно скрыта от глаз. Она в тихих дворцах или даже небольших, но изящных комнатах, дворах с растениями. Но точно не в шумных помещениях торговых центров. В каком-то смысле и сама тишина является роскошью.
Второй мой визит в Дубай оказался каким-то более будничным, нежели первый. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. Потому что восприятие этого эмирата стало более реалистичным и глубоким.
***
Когда мы возвращались, то мне хотелось заглянуть ненадолго в тот небольшой парк у станции EXPO2020, увидеть его не вечером, а днем. Мы уже подошли к автобусу. Отъезжал по расписанию он через пять минут. И когда садились, то дунул этот сладкий цветочный аромат, кажется, он был сильнее, чем прежде. Но все-таки хоть на две минуты я не сбегал: вдруг уедет без меня. А когда автобус поехал, я очень об этом пожалел. Потому что именно такие живые природные уголки и их запахи и запоминаются. Можно сколько угодно есть, плавать, загорать, ходить по торговым центрам. А все же самым сильным впечатлением останется то, как душистым вечером я играл в мяч с мальчиками на том самом идеально стриженном газоне, который я хотел увидеть и днем, но не увидел. И теперь этот парк остался миражом, столь прекрасным, каким он, возможно, и не был.
И даже просматривая фото того вечера впоследствии, я удивился: обычный небольшой зеленый уголок, ничего совсем уж особенного. Но впечатления, немноголюдность, запах. Все это останется со мной, и это не передать изображением. И это куда дороже, чем просто походить, поесть и посмотреть «обязательную культурную программу».
Запахи резины аэропорта и автобуса как будто дразнили меня. А гештальт так и остался незакрытым. Если кто будет в Дубае, зайдите в тот парк днем вместо меня и насладитесь им.
***
Было, конечно, немного обидно. На обратном пути картина за бортом была уже не такая впечатляющая, хотя десятки танкеров на одном участке Персидского залива и соседнюю с Дубаем Шарджу было увидеть интересно, как и иранские пустыни.
По приезде в Москву все казалось каким-то маленьким. Но отдельно в моем сердце остался зеленый уголок. Впереди еще много мрачноватых московских дней, и того запаха и газона мне будет не хватать. Я люблю Москву, но зимой это немного грустная любовь, хоть и знаю, что столица не виновата в том, в каком климате она расположилась. Только драконьи фрукты будут в первые дни напоминать о солнечных теплых днях. Но и съем я всего один, а остальные раздам, как кусочки лета.