0
239
Газета Стиль жизни Печатная версия

29.04.2025 18:28:00

Рисование как терапия

Фантастические миры, мозоли от пластилина и картина маслом

Мария Иншакова

Об авторе: Мария Сергеевна Иншакова – педагог, экономист, блогер.

Тэги: рисование, терапия, ребенок, детское хобби, профессиональное творчество, арт терапевтические методики


рисование, терапия, ребенок, детское хобби, профессиональное творчество, арт терапевтические методики Каждому ребенку важна обратная связь – мнение учителя или родителя о своем творении. Фото автора

Я была часто болеющим ребенком, в детском саду «групповой» иммунитет не сформировался, так как я ни дня не ходила туда. Сначала не было мест. Потом, когда нам сообщили, что меня ждут в группе, переходить с домашнего пансиона куда-либо не было смысла. Бабушка научила меня многому, в том числе читать и рисовать. Думаю, поэтому я легко освоила программу начальной школы до первого класса.

Я очень уважала водные раскраски, алхимия и волшебство чистой воды, которая, соприкасаясь с бумагой, окрашивала ее в нужный по смыслу и задумке автора цвет. В конце 80-х у меня не было многоразовых раскрасок, и поэтому на каждой новой странице я тренировала интуицию, угадывая цвет.

Социализация совместно с «воспалением хитрости» были постигнуты мною в начальной школе. Если не хотелось идти, то температура тела росла до неприличных размеров, правда, чаще всего однократно. «Тепличную» окружали повышенной заботой и начиняли малиновым вареньем, читали книги вслух и играли в настольные игры.

Оставаясь в спальне одна, я упражнялась в тренировке воображения. Сколько всего интересного можно было разглядеть в силуэтах облаков за окном, тенях на потолке и в моем любимом орнаменте на обоях и ковре. Фантазия рисовала фантастические миры, и это становилось стимулом на следующий день выздоравливать и браться за карандаши, краски, пастель и даже пластилин, которым я рисовала так активно, что на пальцах появлялись мозоли. Медовая акварель манила ее попробовать, а вот масляные краски, наоборот, казались очень недружелюбными.

Папа имел за спиной инженерное образование и, разумеется, прекрасно рисовал. В молодости он писал картины и чудесно лепил, поэтому мои «творческие успехи» вызывали у него сплошные эмоции и лишали дара речи, но не от восхищения.

«Манька, у меня просто нет слов», – говорил папа и продолжал мое всестороннее развитие. Именно он научил меня вышивать гладью и отжиматься на одной руке. Художественный же потенциал был обречен во мне на заточение.

«Не расстраивайся, зато ты красивая», – подбадривающе говорил отец после моей очередной неудачной попытки. Я могла часами и днями срисовывать чужое, свое псевдоавторское добавлялось же случайным образом или ввиду сложности вовсе игнорировалось мною.

Внезапно в восемь лет я гордо принесла рисунок, который отец похвалил. Это была не работа подруги, которая училась в художественной школе, а честно срисованный с деревянной шкатулки город Загорск. Я сначала не поверила своему творческому успеху, заподозрила родителя в лести, хотя в шашках он никогда не поддавался. Его похвала и стала для меня самым сильным мотиватором.

80-8-2480.jpg
Рисование помогает развивать усидчивость
и самодисциплину, ведь в процессе ребенок
концентрируется на одном занятии. 
Фото автора
Папа быстро рассказал азы про горизонт и перспективу, светотень и композицию, больше умных слов я не запомнила. Для меня тот день стал началом перевода художественных материалов в Манькино творчество. В ход шло все, от зубной пасты до крема (создавала космический ландшафт и абстракцию, светящиеся пятна на просвет). Да что греха таить, часто мне было мало альбомов, и я рисовала на обоях (запасных рулонах, не на стенах) и ватмане, чему были рады одноклассники (в 90-е были востребованы стенгазеты).

А дальше я переросла детское хобби, ведь стереотипно при слове «рисование» представлять или профессионального художника, или занятие для ребенка. И лишь относительно недавно испытала радость от закупки материалов и посещения художественных мастер-классов.

Рисование – это не только отличный и доступный способ самовыражения, реализации творческого потенциала, но и мощный инструмент самосовершенствования, помогающий расширять визуальную «библиотеку», тренировать память и наблюдательность. И самое главное – рисование доступно каждому и рисовать умеют все, это не какой-то особенный дар, а навык, который развит у людей в разной степени.

С детства мы знаем, что нет ничего невозможного, особенно если приложить усердие и желание. А не только если выловить щуку или золотую рыбку. У Корнея Чуковского по страницам нашей памяти путешествуют медведи на велосипеде или раки на хромой собаке. «Значит, и мне по силам написать достойную картину маслом», – подумала я и записалась на индивидуальный мастер-класс.

Подогреваемая любовью ко всему новому и окрыленная желанием пережить вновь ребячий восторг, я выбрала «день для себя». В массажном салоне тебя окружает приятная музыка, в солевой ванне можно лежать с книгой, на художественном же мастер-классе сама не захочешь отвлекаться на внешние факторы.

Оказывается, что академическая школа важна для профессионального творчества, а во всех остальных случаях мы немного совершенствуем имеющийся опыт и получаем удовольствие. Не очень полезны только картины по номерам, так как там нет размаха и выплеска для творческой энергии. И я приступила к реализации мечты – созданию картины.

В процессе выяснилось, что у меня «акварельная деформация». Я привыкла бережливыми мазками рисовать бледно, чтобы перекрыть более темными оттенками ошибку, я верила, что акварельная бумага не простит ошибки. Оказывается, плотная акварельная бумага все стерпит, можно смывать под струей воды и рисовать заново. Но все равно это не сравнится с работой с холстом. Как по маслу, легко и непринужденно, цвета можно получать прямо на картине, смешивать, создавать фактуру и объем, перекрывать новым слоем – и так бесконечно, потому что краски сохнут очень долго. Самое увлекательное случается, когда картина выходит не такой, как задумывалась, и ее можно творчески исправить и подключить весь арсенал воображения. Мы выключаем режим внутреннего критика и включаем авантюризм, без страхов творим от души.

В такие моменты начинаешь понимать популярность арт-терапевтических методик, ощущаешь пользу для душевного здоровья. Научно доказано, что занятие творчеством улучшает мозговую деятельность (на нейронном уровне), снижает уровень гормона стресса (кортизол) и тревожности.

Рисование помогает людям смотреть на мир по-новому и ощущать себя более счастливыми. Древние люди еще 40 800 лет назад предпринимали попытки соотносить свой мир с внешним и начали рисовать на стенах пещеры. Тогда человек разумный стал рисующим Homo tractus. Нужно последовать успешному примеру и попробовать на практике реализовать свой творческий потенциал. Главное условие – рисовать без завышенных ожиданий к конечному результату, представить, что вы медитируете.

Вы не заметите, как быстро изменитесь, станете спокойнее воспринимать жизненные ситуации вне вашего сценария, научитесь легче сосредоточиваться, быстрее искать решения нестандартных задач. Начнете получать удовольствие от результата за счет выработки дофамина (гормона радости), а ваша нервная система станет более устойчивой.

И пусть я пока не нарисовала свою картину маслом, но хотя бы понимаю, куда двигаться дальше. 


Читайте также


Вертолетный, жестокий, авторитарный, авторитетный

Вертолетный, жестокий, авторитарный, авторитетный

Елена Герасимова

Стиль воспитания формирует мозг ребенка уже с первых минут жизни

0
8000
Любопытные истории из серии «Однажды на уроке изобразительного искусства»

Любопытные истории из серии «Однажды на уроке изобразительного искусства»

Ольга Добрицына

Нарисовать небывалое

0
8549
Риски недолеченной пневмонии

Риски недолеченной пневмонии

Владимир Яшин

О заболевании дыхательной системы можно узнать по пальцам на руке

0
16735
Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
24874

Другие новости