0
233
Газета Стиль жизни Печатная версия

23.04.2025 17:48:00

Мизансцены среди пожарных шлангов

Шостакович против "зажигалок" и статуя балерины как символ стойкости Москвы

Александр Васькин

Об авторе: Александр Анатольевич Васькин – писатель, историк, москвовед.

Тэги: москва, арбат, театр имени вахтангова, история, великая отечественная война, бомбежки


москва, арбат, театр имени вахтангова, история, великая отечественная война, бомбежки Здание Вахтанговского театра было отстроено заново на месте разрушенного во время Великой Отечественной войны. Фото автора

Многие гости столицы (да и немало москвичей), проходя мимо Театра им. Вахтангова по Арбату, и не подозревают, что это представительное здание – не что иное, как самый настоящий памятник трагическим событиям Великой Отечественной войны. Особенно тем ее первым месяцам, когда до победы было еще так далеко. Это сейчас мы знаем, что война закончилась в 1945 году, а тогда мобилизованные на фронт москвичи надеялись на скорое окончание боев, прощаясь с близкими, обнимая их и обещая вернуться уже осенью. Но многие не вернулись ни осенью, ни зимой. Никогда… Пройдут годы, и участник войны Константин Ваншенкин напишет стихотворение «Первый налёт»:

Помнишь то время, дедуля,

Или поверим в молву?..

Двадцать второго июля

Первый налёт на Москву.

Будто открыта аллея

Выбранный путь не тяжёл.

Вроде у них юбилея –

Целый же месяц прошёл.

Против Тверской и Арбата,

Наглости хамской полна,

Пёрла ночная армада,

Шла за волною волна.

Как поведу свою речь я,

Если так больно болит!

Милое Замоскворечье

Слишком уж ярко горит.

Да, война вскоре пришла и в столицу. Бомбежки Москвы начались спустя месяц после нападения фашистской Германии на Советский Союз, 22 июля 1941 года. Самолеты Люфтваффе устремились в самый центр столицы, пытаясь долететь до Кремля. Но удалось это далеко не всем благодаря профессиональной работе московской ПВО и доблестным асам советских ВВС. И потому почти весь боекомплект немецких бомбардировщиков был израсходован там, где их застали огни наших зениток. В ту первую бомбежку многие московские здания серьезно пострадали. Прямым попаданием немецкой авиабомбы уничтожено было и здание Театра им. Вахтангова на Арбате. Погиб один из лучших актеров еще первого, вахтанговского поколения Василий Куза, находившийся в момент бомбежки в театре на дежурстве. С ним погиб и коллега по сцене Николай Чистяков. Взрыв был настолько разрушительной силы, что декорации разбросало по всему Арбату и прилегающим переулкам.

«Снова тревога. И третью ночь – прожектора и зенитки. А утром с трепетом въезжали в Москву – что-то там найдется еще. Едем до Арбата – ничего нового. Но на Арбате – вздрогнул. Вахтанговский театр. Половина снесена бомбой. Виден сквозь громадную дыру обвала – зрительный зал... Потом узнал, что там был убит Куза. Налет был меньший – всего пять-шесть самолетов, но все ж есть следы. На пл [ощади] Маяковского большой дом, где кино «Москва», бомба упала внутрь. Говорят, придавило убежище. Из Москвы – бегство. Перекошенные лица людей. Скорее, скорее, куда-нибудь. Бросают машины у вокзалов и садятся в теплушки и едут счастливые, что не услышат больше бомб...» – из дневника драматурга Александра Афиногенова от 24 июля 1941 года. Сам он погибнет позже – во время бомбежки 29 октября того же года, когда удару подвергнется здание ЦК ВКП(б) на Старой площади. Афиногенов возглавлял литературный отдел Совинформбюро, одна из его пьес – «Далекое» – была поставлена в Вахтанговском в 1935-м.

Свидетелем произошедшего взрыва и пожара был и 13-летний арбатский мальчик Юра Казаков. Повзрослев и став писателем, он красочно расскажет об этом в повести «Две ночи»: «Если бы кто-нибудь в эту секунду посмотрел на Вахтанговский театр, он увидал бы, как в нежнейшем сиянии рассвета к небу вздымается тугой толстый столб чего-то плотного, черного. Это плотно-черное будто до сих пор находилось в сдавленном, спертом состоянии, а теперь, освободившись, все время расширялось, распухало, росло вверх и в стороны, из него все время вырывались новые и новые перекрученные клубы и клубочки, и клубочки эти были уже не такие черные, как сердцевина, а посерее».

Угодили бомбы и во Всесоюзную книжную палату на Новинском бульваре, в район Белорусского вокзала, зоопарка. За те пять часов, что длился ночной налет, в Москве было полностью разрушено почти 40 зданий и более 1 тыс. загорелось. Но самое главное, что значительными были и людские потери: убитыми 130 человек и почти 700 ранеными. Для большинства произошедшее стало шоком.

Наиболее серьезный вред причиняли немецкие зажигательные бомбы – «зажигалки», от них и начинались пожары. Артист балета Большого театра Асаф Мессерер жил тогда на улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок). Это был известный дом творческой интеллигенции Москвы, где соседствовали Вера Марецкая и Сергей Образцов, Сергей Юткевич и Николай Хмелев. А когда начались бомбежки, все мужчины дома, независимо от званий, вышли на его защиту. Мессерер вспоминал: «Во время налетов мужское население не пряталось в бомбоубежище, а дежурило во дворе и на крышах. Нас разделили на звенья, по пять-шесть человек в каждом. Звено возглавлял Иосиф Михайлович Туманов. Если в недавней мирной жизни он прекрасно режиссировал оперные спектакли, то теперь ему приходилось «строить мизансцены» на чердаке, расставляя действующих лиц между длинными ящиками с песком и пожарными шлангами».

Асаф Мессерер отчетливо запомнил первую бомбежку. Жители дома стояли на крыше, и вдруг над их головами очень низко, так, что были видны черные кресты на крыльях, пролетели немецкие самолеты. Было видно, что они что-то сбрасывают. Мессерер в первую минуту подумал, что это листовки, но это оказались зажигательные бомбы. Они со свистом падали на крышу огромного дома. От неожиданности Мессерер даже не испытал страха, увидев первую в своей жизни «зажигалку» чуть ли не у самых ног, и немедля бросился ее тушить. А осенью 1941 года, свидетельствовал он, к их звену присоединился и Дмитрий Шостакович, эвакуированный из блокадного Ленинграда и поселившийся на короткое время в этом доме.

В тушении немецких «зажигалок» принимали участие и стар, и млад, и рабочий люд, и творческая интеллигенция. Солист Большого театра, певец Марк Рейзен и дирижер Николай Голованов ежевечерне поднимались на крышу своего большого дома в Брюсовом переулке. Им выдали щипцы, специальные брезентовые рукавицы и совковые лопаты, чтобы можно было оперативно тушить зажигалки в бочках и ведрах с водой и ящиках с песком. Сотни тысяч москвичей постигли теперь новую профессию – пожарных, благо освоить применение пенного огнетушителя людям даже с высшим музыкальным образованием оказалось не так сложно. А знаменитый дом в Брюсовом переулке удалось сберечь от пожара. Правда, ближайшая и известная на всю округу пивнушка сгорела, что вызвало смех и большое оживление среди жильцов.

По архивным источникам, всего в 1941–1942 годах от немецких бомбежек в Москве пострадало в той или иной форме почти 6 тыс. зданий, в том числе жилых домов и общежитий, больниц и госпиталей, школ и детских садов, театров и домов культуры. Много это или мало? Если учесть, что число пожарных команд из жителей города достигало 13 тыс., то выходит, что немецкие бомбы попадали едва ли не в каждый второй московский дом. А погибло от бомбежек более 2,5 тыс. москвичей, ранено почти 8 тысяч.

И все же город не сдавался, не унывал и не впадал в отчаяние, отважно сражаясь за жизнь и свое будущее. Неспроста Москва носит звание города-героя. Еще до войны родилась легенда про «дом под юбкой» – огромный дом № 17 по улице Горького. На самом его углу, наверху, на специальной башне с колоннами парила над столицей статуя балерины. Москвичи решили, что это изваяние Ольги Лепешинской, известнейшей на всю страну солистки Большого театра. И потому часто после немецких налетов горожане узнавали друг у друга: «А Лепешинская жива, стоит еще?» Статуя балерины превратилась в своего рода символ стойкости Москвы. Так она и простояла всю войну. А здание Вахтанговского театра отстроили заново к 1947 году. 


Читайте также


Благотворительный сервис Москвы: безопасный, проверенный, удобный

Благотворительный сервис Москвы: безопасный, проверенный, удобный

Елена Крапчатова

Жители столицы за пять лет направили на социально важные проекты более 556 тысяч пожертвований

0
1066
Александр Яценко слушает "Легенды наших предков"

Александр Яценко слушает "Легенды наших предков"

Наталия Григорьева

Папа с дочкой разыскивают древних духов на просторах России

0
1303
Главный грамотей Советского Союза

Главный грамотей Советского Союза

Михаил Стрелец

Вечный ответственный за стилистику русского языка профессор Розенталь

0
1904
Наука несмотря ни на что

Наука несмотря ни на что

Михаил Иоффе

Плехановский институт оказался в годы Великой Отечественной войны единственным в Москве экономическим вузом

0
1493

Другие новости