До года молодые собаки часто страдают от укачивания в машине. Фото автора
В нашей семье объективно не хватало собаки. Конечно, мы переросли стадию, когда до рождения ребенка в семейной паре появляется питомец, скажем, в качестве тренировочного объекта для любви. У нас с мужем не возникло такой потребности, поскольку у каждого были собаки. Казалось, и у сына был закрыт этот гештальт, он пробовал себя в качестве владельца и ахатинами (сухопутными гигантскими улитками), и кудрявым представителем семейства кошачьих породы корниш-рекс, и даже 70-литрового мира рыб.
– Хочу собаку, – как-то под Новый год сказал сын.
– Мы не корейцы. На столе будет салат оливье, – ответила я.
Тогда он промониторил стоимость щенка и начал копить. Таким образом он четко и недвусмысленно дал понять о серьезности своих намерений. Поэтому нам ничего не оставалось, и мы собрали семейный совет. Изучили рейтинги умных и компактных пород, а не пародии на собак, которых носят в сумке и лишают собачьих радостей. Но все наши начинания уперлись в сложности, с которыми нам предстояло столкнуться. Обрекать на одиночество в пустой квартире в ожидании хозяев с работы представлялось максимально негуманным, а запирать в вольере – и вовсе чудовищным.
Шло время, сын подзабыл о своем желании, зато мои часы «собакоматеринства» завелись. Из офисного планктона я трансформировалась в активистку с нерастраченным потенциалом и стремилась его реализовать на домашних, видимо, для достижения баланса энергии. И мои умиления щенками муж расценил как назревший повод идти за вторым ребенком.
Собака идеально вписывалась в концепцию моей потребности в гиперопеке: во-первых, это новый член семьи, которого нужно холить и лелеять, а во-вторых, это колоссальная ответственность. Поэтому было важно, чтобы все члены семьи не просто согласились, но тоже захотели завести собаку. Опытные пары знакомы с истинной природой совместных решений. Обычно муж уверенно заявляет: «Это было мое решение». Но быстро или, наоборот, взяв некоторую паузу, про себя или вслух оговаривается: «Я принимал его с женой».
И вот, когда оставалось только определиться с питомником, нам помог счастливый случай. На отдыхе в Крыму меня обгоняет сапборд с очаровательным ушастым созданием (я про сына), а следом проплывает сапборд с девушкой и с необычайно смелой собачкой. Мы решили познакомиться с владельцами отважной покорительницы моря, сводной сестренкой нашей будущей ушастой королевны.
Оказалось, что эта порода называется папильон (папийон) – от слова «papillon», что в переводе с французского означает «бабочка». И действительно, огромные уши, похожие на крылья бабочки, придают невероятное очарование и шарм. Привлекательная внешность, высокий интеллект, прекрасный характер породы компаньона – не собака, а мечта. Очарованные и облизанные папильоном, мы легли на шезлонги и без раздумий оплатили бронь щенка у заводчицы.
Дело оставалось за малым – выбрать имя нашей девочке. По паспорту она была, как и по смыслу – нечаянная радость. Я предложила назвать Ютой, сын, воспитанный на отечественном роке, мгновенно одобрил.
Юта происходит от слова «eutha», что означает «наша семья», еще такую певицу я слушала в молодости: «И опережая лето, / Плавали и ждали ветра, / Плавали, искали сушу. / Слушай! Слушай!»
Конец отпуска мы провели за просмотром видеороликов из питомника, на которых она улыбалась и ждала именно нас. По дороге домой заболели ковидом и поэтому немного сдвинули долгожданную встречу с новым членом семьи, заодно решив подготовить квартиру и закупить «приданое».
![]() |
Привыкший к жизни в загородном доме, щенок долго адаптируется к условиям в квартире. Фото автора |
Поступить иначе мы не могли, у нас умный дом, где даже чайник управляется через колонку. Нового члена семьи нельзя же было обделить благами цифрового мира. Ей были куплены умные поилка и кормушка с камерой, записью голоса и массой настроек по удаленному подключению и мониторингу.
Когда все приготовлении остались позади, мы поехали на «смотрины». Стало очевидно, что заводчица-кинолог под понятием «приучена к пеленке» понимает не то, что мы ожидали. Щенки, выросшие на самовыгуле, не воспринимали улицу как повод для удовлетворения естественных нужд. Все тряпичные изделия в доме приравнивались к пеленке. Естественно, в первое время все комнаты нашей квартиры, покрытые ковролином, превратились в туалетное раздолье для нового члена семьи.
Как же я тогда в заботах да хлопотах помолодела и похорошела! Посудите сами: графики, пеленки, кормление по часам и граммам, бессонные ночи, каких не было даже в декретном отпуске. Собачка ночью просилась в нашу кровать, но мы держали оборону, правда, кое-кто и не всегда.
На руках Юту не укачивала, от совместного сна не отучала, но возле лежанки находилась, вела беседы и часто вставала ночью. Шла вторая неделя моего превращения в зомби, и только я переняла стратегию мужа по игнорированию Юты, как вдруг она перестала скулить и нашла свое место для сладких снов.
Это придало мне сил, и я, вдохновленная одержанной победой, стала строить долгосрочные планы не только по совместному активному досугу, но и для раскрытия выставочного потенциала Юты. «Твои родители – многократные чемпионы мировых конкурсов. Значит, и ты можешь», – настраивала я Юту, убеждая себя в правильности выбранного курса.
Но сначала предстояло устранить последствия ее туалетных экзерсисов. Я начала писать диссертацию по выбору химии, безвредной для источника луж, но магическим образом, на молекулярном уровне, абсорбирующей следы «мокрых преступлений». В итоге выходила фантастическая книга вместо научного подтверждения слов рекламы и обещаний производителя.
Через три месяца мы в прямом смысле слова смогли вздохнуть полной грудью и зафиксировали успешный переход на комбинированный туалетный график. Погрешности случались крайне редко, но метко: кучка на обеденном столе, лужа на диване... Я запаслась терпением, ведь первый год жизни щенка самый важный, нельзя ничего упустить.
Были куплены консультации зоопсихолога, ведь мы искали пути ненасильственного воспитания собаки. Кормили ее в ручном режиме и все по очереди, так как хотели сформировать иерархию и привязанность. Игнорировали неодобрительное поведение, включали неприятные для нее звуки, чтобы отучить от опасных занятий. Мы считали, что вместо наказаний собаки нужно исключить повод.
На прогулке Юта противилась наморднику и пыталась его снять. Поэтому мне приходилось извлекать из пасти деликатесы – то перья, то рыбьи хребты, то фекалии. Она научилась очень быстро необходимым базовым командам, и мы перешли к изучению собачьего «сопромата».
Чуть позже мы столкнулись с новой задачей – Ютка оказалась «невыездной». Ее укачивало в машине, а советы по приучению и выработке положительных эмоций не увенчались успехом. Но мы приобрели богатый опыт в вопросе устранения из салона авто последствий собачьей жизнедеятельности. Был опробован 101 метод из клеенок, переноски, смещения времени кормления и иных танцев с бубном.
И все бы ничего, но у меня возник аллергический бронхит, и врачи сошлись во мнении – Юте срочно нужно было икать новый дом. Поправив орден образцовой собачницы, я начала кастинг. Отказывала всем питомникам, из которых буквально выстроилась очередь. Вела с пристрастием «допросы» потенциальных хозяев, втайне мечтая найти активных долголетов и опытных собаководов. И я была услышана, Юта переехала в трехэтажный замок в лесу с 16 сотками для самовыгула. И самое главное – реакция Юты, как она приняла новых хозяев. Всего через два часа после знакомства она рвалась с моих рук к новой «маме».
Периодически нам с мужем и сыном не хватает этого ушастого чуда, но мы понимаем, что нашли ей лучший дом.