Еще два десятилетия назад американцы жили по принципу «Покупайте до упада!».
Фото Reuters
В прошлом веке я был молод. И когда я был молод, меня занесло в Америку. Там появились друзья из местных. Они весьма энергично начали меня учить американскому образу жизни.
И вот однажды в выходной после обеда мой приятель Марк сказал: «Поехали! Надо исполнить наш гражданский долг!» Будучи все еще советским человеком, я удивился: ни голосовать, ни идти добровольно записываться в армию мы не собирались. Во всяком случае, до обеда так вопрос не стоял. Потому я и попросил Марка уточнить. Он сформулировал: «Гражданским долгом каждого американца является приобретать товары и услуги! Так что едем в торговый центр».
Я попытался возразить: «Так ведь во всех странах люди ходят за покупками. Что ж тут особенного?» И в ответ услышал самое важное, самое сокровенное: «Только в Америке мы живем по принципу Shop ‘til you drop («Покупайте до упада»)!» И понеслись мы, существенно нарушая скоростной режим.
Мне в торговом центре не очень понравилось. Потому что у меня не было денег. И все там сияло и горело. И постоянно сновали стаями по вестибюлю подростки обоих полов. Да и многие товары мне казались ненужными, даже если бы деньги и были.
Но вот Марк и окружающие нас в торговом центре граждане чувствовали себя совсем иначе. У них разбегались глаза. И все находились в каком-то лихорадочно-возбужденном состоянии. Вбегали во все двери, выбегали изо всех дверей. Потом останавливались передохнуть и съесть сосиску. И снова уходили в забег за товарами народного потребления. Наконец, единодушно увеличив свои долги по кредитным карточкам, граждане с пакетами и со счастливыми лицами направились к стоянке. И поехали домой с гордостью за исполненный гражданский долг.
Прошло время... И теперь покупать до упада становится негде. Все меньше специально отведенных мест для исполнения гражданского долга – этих святынь американского образа жизни. Торговые центры закрываются и пустеют. Причем речь идет даже о тех, что расположены в самых престижных районах.
В пригороде Чикаго, где проживают очень состоятельные граждане, есть торговый центр. Несколько лет назад половину центра снесли. Он так и стоит в «обрубленном» виде. Внутри некогда престижного помещения, куда люди ходили себя показать и на других посмотреть, сегодня пусто. Большая часть торговых площадей закрыта.
Что же произошло? Где эти глаза, безумно горящие азартом нарастающей потребительской задолженности? Где эта лихорадочная суета с пакетами в руках? Где эти яркие огни мнимых распродаж? И ведь даже бездельникам стало неинтересно бесцельно болтаться там целыми днями. Пропали глаза, исчезли пакеты, погасли огни. И как же теперь американский гражданин должен исполнять свой долг перед обществом?
![]() |
Большая часть торговых площадей теперь закрыта. Фото автора |
Аmazon – это не просто компания. Это чудовище, методично пожирающее розничную торговлю. В 2004 году объем продаж составлял менее 7 млрд долл. В 2010-м – уже более 37 млрд. После этого темпы роста резко ускорились. В 2024 году – почти 637 млрд долл. Объемы продаж росли темпами 24% в год. Почему? Ответ прост: удобство, ассортимент, привлекательные цены. При таком сочетании процесс уничтожения розничных торговых центров остановить невозможно.
Уже сейчас этому гиганту принадлежит 40% доли рынка в торговле онлайн в США (и 12% в мире). Все, что вам нужно, есть там. А если чего-то нет на Аmazon, то опять же в интернете это можно найти очень легко.
Одежда? Пожалуйста! Более того, многие известные магазины стремительно уходят из торговых центров в интернет. На витрине бывшего помещения так и написано: «Заказывайте онлайн!»
Нужен автомобиль? Без проблем! Есть компании, которые продают онлайн подержанные сертифицированные машины с гарантией. Вы можете также оформить заем на машину в интернете. И ваш автомобиль вам доставят прямо к дому. А если нужна новая машина, а не подержанная? И этот вопрос тоже решен. Amazon в партнерстве с Hyundai теперь продает новые автомобили этой компании.
Вы даже можете купить дом в сети, оформить ипотеку...
Но постойте! Вот есть официальные данные. Продажи онлайн составляют сейчас примерно 15% от всей розничной торговли, которая исчисляется 7 трлн долл. Может быть, преждевременно говорить о смерти пациента?
Во-первых, современная американская статистика очень сильно напоминает позднесоветскую: показатели великолепные, а на взгляд – так, наоборот, стало хуже. На бумаге розничная торговля по-прежнему цветет пышным цветом, а если посмотреть невооруженным глазом – так она неуклонно увядает, как розы после 8 марта.
А во-вторых, давайте внимательно посмотрим: кому в розничной торговле жить хорошо?
А жить хорошо магазинам двух видов.
Первый – это розничная торговля, нацеленная на беднейший сегмент населения. В чем секрет? Предположим, что у меня просто не хватает средств на качественный и постоянный доступ к интернету. У меня нет кредитной карточки, чтобы расплатиться за покупки онлайн. И вообще – я сижу на пособии и тихо подрабатываю за наличные. А их нельзя нести в банк. Их надо только нести прямо в магазин. Иначе всякие правительственные организации могут узнать. И вот я бегу в этот магазин дешевой одноразовой одежды. Где и расплачиваюсь наличными, о которых никто не знает.
А второй вид – это розничная торговля для состоятельных граждан. В том самом торговом центре открытыми остались только ювелирные магазины, а также самый дорогой в Америке универмаг Neiman Marcus. Почему именно они?
Вот представьте себе, что я богат. Я имею хороший гешефт, который дает мне чувство собственного достоинства. Жена сказала, что мне надо купить костюм Brioni за 10 тыс. долл. Потому что на следующей неделе у ее сестры день рождения, а мне «нечего надеть». И что мне делать? Мне лично идти в Neiman Marcus. Потому что дело не в костюме. Самое главное – чтобы меня облизали в процессе. Чтобы показали мне, что я самый-самый, потому что могу купить все. Чтобы предо мной расшаркались в подобострастном восторге от того, как же мне к лицу этот Brioni.
Но про день рождения свояченицы это еще не все. Ведь жена сказала, что и ей надо новое выходное платье. А это – уже второй этаж Neiman Marcus. А там... Там ходят такие же престижные жены с дутыми губами. И там облизывание уже надо возводить в квадрат. А уж громкие восторги неземной красотой этих дам надо возводить в куб. Цена за то коктейльное платье такая, что «ой, мама, мамочка! Роди меня обратно!». Но этот вот с гешефтом сейчас поднимется с первого этажа и расплатится. И я поднимаюсь и вношу весомый вклад в выполнение плана по продажам любимого универмага.
Так что в сегодняшней Америке магазины – это для бедных. Или наоборот – для богатых. Они туда и ходят. Правда, в совсем разные.
Но если я обычный американец (так называемый средний класс), то я уже никуда не пойду. Я включу компьютер (или даже смартфон) – и там есть все, что мне нужно. Там – американская мечта. И чтобы к ней приобщиться, я должен исполнить свой гражданский долг: приобрести товары и услуги. А розничная торговля – так пусть и дальше умирает. Статистика неумолима; процесс необратим. Американский образ жизни ушел в онлайн. Поэтому теперь покупаем не до упада, а до упора. А благоденствие американского народа продолжится. И да благословит Всевышний Америку и Amazon!
Чикаго