0
628
Газета Стиль жизни Печатная версия

19.03.2025 16:58:00

Фестиваль "Свидание с Россией. Сибирский характер" посвятили Михаилу Ульянову

Человек трудящийся, кино и музыка в Омске

Марианна Власова

Об авторе: Марианна Борисовна Власова – обозреватель «НГ-Ехlibris».

Тэги: фестиваль, свидание с россией, сибирский характер, посвящение, михаил ульянов


фестиваль, свидание с россией, сибирский характер, посвящение, михаил ульянов Гран-при получил режиссер и автор сценария фильма «Кормильцы» Алексей Барыкин. Фото пресс-службы фестиваля

Продлевать зиму я полетела в Омск на международный кинофестиваль «Свидание с Россией. Сибирский характер». Муж смотрел на меня с изумлением: «Ты же любишь тепло! Куда тебе в минусовую погоду?» Надо признать, что в последнее время я, действительно, разрываю шаблоны – езжу в холодные города, хожу в необычные для себя места, как цирк, например, поглощаю какие-то гастрономические изыски, к которым раньше бы не притронулась. Видимо, накрыл кризис среднего возраста или еще какая-то хворь, пока не очень разобралась.

«Омск пишется почти как сокращенное «Мск», только с восхищенным «о» в начале слова», – подумалось мне, когда на информационном табло появилась температура –21 градус. Город встретил делегацию фестиваля ярким солнцем и морозом. Встречавшая нас омичка из команды организаторов призналась, что в этом году они, как и москвичи, зимы не видели и буквально на днях сильно похолодало и выпал снег. Мы отправились в гостиницу, чтобы подготовиться к насыщенной программе фестиваля, проходящего при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Были запланированы показы 99 (!) фильмов (документальное, научно-популярное, анимационное, игровое полнометражное, семейное кино), творческие встречи, мастер-классы и экскурсии по местным культурным учреждениям.

Я не тешила себя надеждой, что смогу охватить необъятное, поэтому выделила то, что меня заинтересовало. В мой топ событий попали церемонии открытия и закрытия, просмотр документальных фильмов «Ульянов про Ульянова» режиссера Ивана Твердовского и «Увидеть больше» режиссера и автора сценария Дидара Оразова, научно-популярные фильмы «Частная жизнь одного филолога» режиссера Кристины Быковой и «Стихия таланта» режиссера Анны Яновской, фильмы студентов факультета культуры ОМГУ имени Ф.М. Достоевского и экскурсии. Все остальное я решила посещать по остаточному принципу.

Однако в первый же вечер директор кинофестиваля, продюсер Ксения Ильина спросила меня: «Вы же идете завтра на панель?» Как я могла отказать. Я, конечно, отправилась туда, куда меня пригласили, – в библиотеку имени А.С. Пушкина, где проходила панельная дискуссия «Создание и последующий прокат актуальных разножанровых кинофильмов, популяризирующих образ человека труда как точки роста отечественной киноиндустрии».

Какое здание выстроили для хранилища книг! Огромное, величественное, напоминающее Российскую государственную библиотеку (бывшую Ленинскую), впервые открывшуюся в 1907 году. На главном фасаде в нишах установлены восемь скульптур высотой 3,5 м из кованой вороненой меди, которые заставляют поднять голову: поэт Александр Пушкин, основатель русской государственности Ярослав Мудрый, лидер духовного обновления Руси Сергий Радонежский, символ достижений древнерусской живописи Андрей Рублев; великие представители российской науки, искусства, технического прогресса – Николай Карамзин, Михаил Ломоносов, Михаил Глинка, Константин Циолковский.

Местные представители предприятий говорили об оттоке кадров из города, о том, как важно создавать положительный образ человека трудящегося, а также об их заинтересованности создавать для режиссеров и продюсеров необходимые условия для появления фильмов. Киношники слушали, качали головами, но указывали на важный компонент успеха – наличие финансирования. Это был честный разговор двух сторон. Ход мысли верен, но думается, это только первый шаг, и, по-любому, для потенциальных сотрудников будет ценна не только идеологическая поддержка.

После торжественной церемонии в центре «Сибиряк» начался марафон, утро было посвящено музеям, день – фильмам, а вечер – театрам и филармонии. Если говорить о том, что покорило больше всего, так это центральная улица Ленина, представляющая собой культурный эпицентр. Филармония поражает своим современным концертным залом в основном здании, напоминающим столичный зал «Зарядье», и залом органной и камерной музыки в филиале. Здесь звук проникает на молекулярном уровне благодаря особой технологичности конструкции стен и даже кресел. Мы слушали, как солировал дирижер и солист Рустем Абязов в тандеме с Омским камерным оркестром, и волшебным образом переносились то в Австрию, то в Данию, то в Англию, то обратно в Россию...

На следующий вечер было решено сходить в Омский государственный музыкальный театр, пропахший нафталином, где давали спектакль «Любовь под прикрытием», который было невозможно ни смотреть, ни слушать, так что мы ретировались после первого акта. Омский государственный театр драмы показался миниатюрой Театра Вахтангова, та же сцена, тот же зал. И какая пронзительная работа «На чемоданах» режиссера Александра Баргмана, где очень разных людей объединяет место действия – дом. Здесь смерть соседствует с рождением, смех от обретения с горечью потери.

В Дом кино я, закутавшись с ног до головы, отправилась по набережной замерзшей реки Иртыш, чтобы посмотреть фильм об артисте Михаиле Ульянове, родившемся в одном из городков Омской области. Хотелось увидеть эту картину на большом экране, чтобы ощутить масштаб человека, именем которого с этого года назван фестиваль. И узнавание состоялось, казалось, что нас погрузили в эпоху, где было еще живо поколение основателей и артистов, ставших визитной карточкой Вахтанговского театра, включая Рубена Симонова, Владимира Этуша и Василия Ланового. Каждый кадр к месту, каждое слово несет смысловую нагрузку, создается картина мира человека и профессионала.

В Омске, как и в любом регионе, жители ждут подобных событий, как фестиваль, для многих это возможность посмотреть новые или, наоборот, архивные картины на большом экране, встретиться со звездами. На этот раз творческие встречи были организованы с народными артистками РФ, актрисами Ларисой Лужиной и Натальей Гвоздиковой, с заслуженным артистом РФ, актером театра и кино, режиссером Сергеем Маховиковым; заслуженным артистом России, композитором, бардом Григорием Гладковым.

В последний день Омск решил открыться нам немного больше, чем обычным туристам, прогуливающимся по центральным улицам. С утра голубое небо, радовавшее нас все фестивальные дни, решило превратиться в серое, а потом и вовсе пошел дождь, но из-за минусовой температуры на дорогах образовался опасный каток. Мы с коллегой шли из Литературного музея имени Ф.М. Достоевского, и вдруг он предложил: «Поехали в «спальник», посмотрим, чем на самом деле живут омичи».

Сели на первую попавшуюся маршрутку, не до конца понимая, куда и зачем. Едем, как два дурака, радуемся, крутим головами. Авантюризм, жажда приключений и что-то там еще... Водитель объявляет: «Остановка такая-то». Смотрим по карте – улица Маршала Жукова, где ходят трамваи. Если хочется больше узнать о городе, первым делом нужно попасть на любой трамвайный маршрут. И никаких экскурсий не нужно, ведь этот вид транспорта – проводник, раскрывающий врата знания, рассказывающий честно, без прикрас. Выходим и вот – едет праздничный красный, звенящий трамвай. Зашли, а внутри он обшарпанный, с коррозией по бокам и ржавчиной в полу, потертыми железными поручнями и креслами, при движении шатается и кряхтит, как старый дед. За окном – печально покосившиеся двухэтажные деревянные домишки с кружевными наличниками, словно с опущенными в землю улыбками. По сути, уходящая натура, с возвышающимися позади вестниками новой эпохи – многоэтажками.

На торжественной церемонии закрытия фестиваля в зале «Сибиряка» вновь собрались все участники и гости. Президента фестиваля и режиссера Александра Ильина поздравляли с днем рождения, случайным образом совпавшим с окончанием фестиваля.

Гран-при фестиваля уехал в Казань с военным фильмом в жанре драмы – «Кормильцы» режиссера и автора сценария Алексея Барыкина. В этот вечер со сцены прозвучало много имен кинематографистов-счастливчиков, которые увезли с собой воспоминания об Омске и вполне осязаемое признание Сибири. 

Омск –  Москва


Читайте также


Образовательный заколдованный круг

Образовательный заколдованный круг

Антон Зверев

Почему проблемы нашей школы не поддаются последовательному решению "по шагам"

0
1996
 Александра Горячкина возглавила общий зачет женского Гран-при ФИДЕ

Александра Горячкина возглавила общий зачет женского Гран-при ФИДЕ

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Ян Непомнящий победил на традиционном фестивале "Аэрофлот-опен"

0
2930
В Сибирь, на "Дух огня"

В Сибирь, на "Дух огня"

Вера Цветкова

На кинофестивале дебютов победил "Ветер" Сергея Члиянца – взрослая сказка о русском безвременье

0
5771
Всероссийский фестиваль прыжков с шестом держит планку

Всероссийский фестиваль прыжков с шестом держит планку

Татьяна Астафьева

Лучшие российские легкоатлеты приняли участие в спортивном празднике в Москве

0
5825

Другие новости