Сырье для тибетской медицины можно найти прямо под ногами. Фото Reuters
Кое-кто помнит еще о филиппинской медицине, но сейчас более известна – тибетская. Хотя она, на мой взгляд, и не прибегала к широкой рекламе, рассчитанной на простаков. Никто из тибетских врачей операций на сердце голыми руками не делал, как жрецы-филиппинцы в роликах, крутящихся на экранах всего мира, никто не обещал лекарств от всех болезней. Но знающие люди из мира богемы (в основном американцы) давно ездили в этот труднодоступный уголок земли и возвращались совершенно другими людьми. Как писал Киплинг, Восток есть Восток, и тибетские медики свято хранят традиции своей древней медицины, которые помогают и человеку XXI века.
«Старое» и «новое» (тибетские трактаты и индийские источники)
Тибетская медицина (правильнее было бы называть ее индо-тибетской медициной) известна с глубокой древности и принадлежит к числу наиболее интересных и традиционных медицинских систем. Но только с XIX века она становится широко известной в Европе благодаря вниманию ученых – востоковедов, медиков, филологов и других специалистов по Востоку.
В последние годы получила развитие так называемая идея «слоистости» тибетской медицины. Другими словами, ученые утверждают, что весь комплекс взглядов, методов лечения и использования лекарственных средств находится в тесной связи с основными этапами развития тибетской медицины на протяжении нескольких столетий.
Историю развития этого оригинального и древнего лечебного искусства условно делят на «старую» и «новую» школы. «Старая» опиралась на опыт, трактаты собственных врачей, «новая» целиком базировалась на индийских источниках, все больше и больше проникавших в Тибет.
«Дзэйцхар-мигчжан» («Восхитительное украшение очей»)
Одним из самых популярных трактатов тибетской медицины является трактат «Дзэйцхар-мигчжан». Если перевести его полное название с тибетского языка, то оно будет звучать как «точное руководство для практической медицины или как зеркало медицинской науки, называемое «восхитительное украшение очей». Трактат был написан в XIX веке монгольским гэгэном (титул духовного лица в ламаизме) Жамбалдорчжэ, но в этом ничего удивительного: начиная с XIII века тибетская медицина широко распространилась по Бурятии и Монголии.
Все виды лекарственного сырья автор подразделял на несколько групп. Перечислим лишь некоторые: во-первых, лекарства из минералов и драгоценных камней; во-вторых, лекарства из земли; в-третьих, лекарства из деревьев. Далее в трактате подробно описаны всевозможные отвары, перечисляются лекарства из травянистых растений и из сырья животного происхождения.
Тем не менее сочинение опиралось на лекарственные растения Монголии, а нас интересует все-таки непосредственно тибетская медицина, к которой мы сейчас и перейдем.
«Горячо» – «холодно» (шесть вкусов)
Тибетские врачи определяли лечебные свойства лекарств четырьмя составляющими: вкусом, действием после приема лекарственного препарата, силой влияния каждого отдельного средства на человека и суммарным эффектом после всей этой комбинации.
Они выделяли шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий. Считалось, что вкус определяется пятью стихиями – Землей, Огнем, Водой, Воздухом и Эфиром.
![]() |
Тибетские монахи из монастыря Дрепунг Гоманг строят мандалу Будды Медицины с помощью инструмента «чаклу» в Выставочном зале имени Машкова в Волгограде во время Дней тибетской культуры. Фото РИА Новости |
Вообще в тибетской медицине все болезни подразделялись на две большие группы: «горячие» и «холодные». Понятно, что так называемыми «горячими» болезнями назывались те, в основе которых лежали воспалительные процессы. «Холодные» протекали без них. Но кроме этих двух основных групп существовала и третья, к которой относили осложненные заболевания, при которых одна стадия болезни сменялась другой.
Чем лечить (от кардамона до одуванчика)
По преимуществу всевозможными растениями, обладающими, по мнению тибетских лекарей, теми или иными лечебными свойствами. Мы приведем названия некоторых растений, произрастающих как в Тибете, так и широко встречающихся в других частях земного шара (в скобках укажем применяемую часть). И повторим: так считают тибетские специалисты.
Кардамон (плоды) – имеет горячительные свойства, применяется для излечивания холодных болезней желудка и селезенки.
Малина обыкновенная – вкус сладковато-горький, хороша при болезнях легких.
Мятлик (листья) – способствует долголетию и повышает физические силы человеческого организма.
Одуванчик лекарственный – полезен при хроническом жаре.
Абрикос обыкновенный (миндаль) – вкус сладкий, способствует росту волос.
Тростник сахарный – излечивает расстройство желудка, сопровождающееся жаром.
Плоды яблока (разные виды) – уменьшают перистальтику, убирают колики тонкого и толстого отделов кишечника.
Стиракс бензойный (смола) – свойство прохладительное, весьма полезно при болезнях печени.
Тмин обыкновенный (семя) – свойство легкое, умеренное, излечивает болезни глаз.
Ревень лекарственный (корневище) – свойство прохладительное, умеренное, оказывает слабительное действие.
Подорожник большой (трава) – останавливает расстройства желудка.
Посоветуйтесь с врачом
Разумеется, прежде чем обратиться к тибетским, китайским и другим нетрадиционным методам лечения, как говорится, посоветуйтесь с врачом. С тем, кому доверяете.