В своих работах он воспевал и людей труда… Виктор Попков. Строители Братска. 1960–1961 © РИА Новости
«Я бреду, как в тумане, / Вместо компаса – злость. / Отчего, россияне, / Так у нас повелось? / Только явится парень / Неуемной души, / – И сгорит, как Гагарин, / И замрет, как Шукшин. / Как Есенин повиснет. / Как Вампилов нырнет. / Словно кто, поразмыслив, / Стреляет их влет», – писал Владимир Солоухин, откликаясь на смерть Владимира Высоцкого. В этот скорбный ряд можно записать и художника Виктора Попкова (1932–1974), нелепо погибшего всего в 42 года от пули инкассатора. Тот принял художника за грабителя.
Парень, выросший без отца в рабочем бараке, стал одним из символов русского творчества во второй половине ХХ века. В эпоху оттепели и дальнейшего закручивания гаек он с потрясающей силой погружался в своих полотнах в самые истоки трагедии Родины, которую обязан был воспевать по официальным канонам. Словно Высоцкий в песнях, он открывал в советском изобразительном искусстве древние русские черты и восхищался своими героями.
Его строители Байкало-Амурской магистрали и покорители целины, казалось, вырублены из мрамора. За каждым из них виделась очень непростая судьба. В 1960–1970-е Попков часто писал церкви, отсылки к православным символам буквально разбросаны по разным его полотнам. Именно Виктору Попкову наряду с Таиром Салаховым и Павлом Никоновым выпала честь считаться основателями сурового стиля, главной чертой которого считалось изображение правды, труда. Причем резко, заостренно, что, конечно, воспринималось как откровение после многих лет официальной жизнерадостной лакировки окружающей жизни, которая на самом деле была немыслимо тяжела. Но только Попков пошел дальше.
![]() |
…и Русь ушедшую и уходящую. Виктор Попков. Одна. 1966 © РИА Новости |
Картина Попкова «Воспоминания. Вдовы» напоминает «Матренин двор» Александра Солженицына, потрясший в свое время страну образом Матрены, одинокой старой женщины, сумевшей, несмотря ни на что, сберечь доброту и любовь к людям. Так и «Воспоминания. Вдовы» Виктора Попкова. Старухи в красных платьях, со складками, словно сошедшие с поморских икон. Строгие геометрические контуры в сочетании с красным цветом передают и мощь трагедии жизни героинь художника, и в то же время восхищение перед их мужеством и несгибаемостью. Причем за этим ощущаешь и ужасы коллективизации, и потери войны, после которой они остались одни. И все равно женщины продолжают петь. Ту же огромную трагедийную мощь представляет другая картина мастера «Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну». Старые женщины, прислонясь, словно вжавшись, к печке, поют молодым гостям – либо геологам, либо участникам фольклорной экспедиции. Пришедшие словно разделились: двое зачарованно слушают, а других песня словно увела вдаль. Они смотрят в окна. На одном окне стоит красный цветок, как бы стягивая на себя всю композицию. И словно благословляющий ангел, в углу выписана девочка с поднятой ладонью. Мне кажется, до сих пор эта картина, хотя и известная всем, кто имеет хоть небольшое преставление о русском искусстве, все-таки недостаточно оценена в сознании общества. Это – наша леонардовская «Тайная вечеря». Работа, где соединились прошлое, настоящее и будущее, которое все равно не может не иметь корни в своих ветхозаветных истоках. Этапом для мастера стала «Шинель отца». Он сам, набросив простую солдатскую шинель, словно Христос, протягивает руку и готовится дать ответ на какой-то очень важный вопрос. А за ним силуэты вечных спутниц Попкова – старух в красных платьях, отпевающих свою и благословляющих его жизнь.
![]() |
Виктор Попков «с вечностью дышал в одно дыханье». Фото РИА Новости |
Своего рода завещанием художника стала работа «А.С. Пушкин. Осенние дожди». Поэт стоит на террасе, дрожа от осеннего ветра, и словно уносится в этом порыве. Опершись о колонну, Александр Сергеевич вбирает в себя все открывающееся перед ним пространство: деревья, реку, осеннее небо, пасущуюся вдалеке белую лошадь. У каждого Пушкин, как известно, свой, но эту картину приняли самые разные люди. И пушкинисты, и просто те, кому согрел жизнь самый гениальный человек, когда-либо писавший на русском языке.
Можно очень много говорить о Викторе Попкове, но ясно одно. Это был художник огромного масштаба, сумевший показать в своих работах духовные истоки нашей культуры в не самые подходящие для этого годы. Попков был из тех, кто, если вспомнить слова Высоцкого, «с вечностью дышал в одно дыханье».
В Москве, в новом здании Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, до 11 мая 2025 года проходит выставка Виктора Попкова. Торопитесь.