Крестьянские «общаги» XVIII века. Фото Иргиза Темирханова
Летним днем мы приехали на электричке в Барыбино по картам «Тройка», что было ошибкой: нас не хотели выпускать за турникеты, а потом еще пришлось и разблокировать «Тройки», но уже вечером в Москве.
На станции сели в маршрутку и приехали в Тихвинское-Авдотьино – село, где в 1744 году родился, а в 1818-м умер Николай Новиков – писатель, журналист, просветитель, издатель (его типография выпускала треть всей печатной продукции в России 1780–1790-х), масон. Сначала друг, а после Французской революции и жертва режима Екатерины II. Из заточения в Шлиссельбургской крепости Новиков (он просидел более четырех лет в «почетном» каземате, который ранее занимал Иоанн Антонович) был досрочно освобожден вступившим на трон Павлом I. А вообще ему светило 15 лет, но смерть Екатерины поправила дело. Последние 22 года жизни Новиков провел в своем родовом Авдотьине. Кстати, ни памятника, ни памятного знака или доски Новикову там не наблюдается, что есть форменное безобразие.
В 1911 году на стене флигеля была установлена мемориальная доска «Здесь жил и умер Николай Иванович Новиков – ревнитель русского просвещения». Но во флигеле Новиков не жил и не умирал, а с тех пор как в 2008-м флигель пострадал в пожаре, эта памятная табличка находится в краеведческом музее города Бронницы.
В последние годы жизни Новиков, лишенный другого рода деятельности, вплотную занялся Авдотьином. Он выстроил для крестьян так называемые «дома связи», или просто «связи», – каменные дома, каждый на четыре, как мы бы сейчас сказали, нуклеарные семьи. Дома, разрушающие традиционный крестьянский замкнутый семейный уклад. Проект призван был символизировать «единую братскую цепь, опоясывающую весь мир». Вряд ли крестьянам нравилась «общежитная» идея барина, у них ведь не было привычки к тому, что за стеной живут чужие люди, не родственники, – как на постоялом дворе, только постоянно. Но сами дома нравились наверняка, для XVIII века «каменные палаты» – это о-го-го! Не всякий дворянин себе позволял, да еще с настоящими застекленными окнами. Строения такие добротные, что целая улица этих домов сохранилась, и они до сих пор заселены. Хотя не в каждом уже четыре квартиры – в некоторых по две, а кто-то выкупил целый дом.
Нам удалось прокрасться и заглянуть в один из них, дверь была открыта. Уютно там не показалось: каменные холодные толстые стены и маленькие окна на нынешний вкус создают впечатление тюрьмы. Кажется, там должно быть холодно, как в погребе. В некоторых домах окна растесаны, это понятно: всем хочется света, уюта. Здесь бы устроить музей…
![]() |
Барочная церковь в Авдотьино – возможно, баженовская. Фото Иргиза Темирханова |
А кто смотрел «Формулу любви» Марка Захарова, может узнать церковь, она мелькала в кадре. Внутри храма ничего исторического не сохранилось, кроме остаточных росписей XIX века. Хотя тут и похоронен Новиков, но место склепа памятной доской в стене отмечено примерно.
Так что самое интересное – это кованые двери и дверные ручки-кольца: они не менялись, возможно, с самой постройки церкви, и кто только за них не держался…
У входа в храм бросается в глаза черное мраморное надгробие Семена Николаевича Гамалеи. На обратной стороне надгробного камня написано: «Подвигом добрым подвизахся, течения скончах, веру соблюдох». Это из «Второго Послания апостола Павла к Тимофею». Павел говорит о себе: «Подвигом добрым я подвизался, путь совершил, веру сохранил». Очень лестно для усопшего – практически почтившие его память этой надписью причли его к апостолам. Семен Николаевич действительно был удивительный человек, друг и сподвижник Новикова, полиглот, в частности, переведший с немецкого все 22 тома Якова Бёме; христианин, после выхода в отставку раздавший все свое имущество нищим. После чего Гамалея до конца жизни жил у Новикова, и пока тот сидел в крепости, следил за его хозяйством и детьми. Точное место захоронения Гамалеи, как и Новикова, утеряно, памятник поставлен реставраторами в 1968 году, где нашли лежащим, там и поставили.
Есть ощущение, что дух Сацердоса-Коловиона и Елиомаса (масонские имена Новикова и Гамалеи соответственно) все еще где-то здесь витает, веет добрыми намерениями и тайной. Добро проявилось на плакате у святого источника поблизости от храма, на реке Северке. Там очень трогательно написано: «Дорогие! У святого источника просьба не мусорить. Аминь». А тайна воплотилась в идее обширных и разветвленных подземных ходов, без которых масоны, конечно, никак не могли обойтись: надо же было им где-то вершить свои тайные ритуалы и «производитие злато-родных работ».
Барский дом Новикова сгорел в 1879-м. По легенде, впервые зафиксированной в книге краеведа Валентина Португалова 1928 года, подземные ходы соединяли его флигель, храм и даже тянутся в соседние поместья Троицкое-Лобаново и Марьинку. Ход старинной кладки куда-то из подвала флигеля местные жители обнаружили и в 90-е. Точнее, шахту-колодец, на дне которого открылись коридоры… Пройти по ним не успели, за ночь из шахты поднялась вода. Аналогичные колодцы находили и вокруг флигеля.
Конечно, ходы нас интересовали. Конечно, мы походили вокруг руин флигеля. Он утонул в зарослях кустов, борщевика, бешеного огурца и инвазивного, но красивого венерина башмачка, и внутрь, к сожалению, без специальной подготовки не попасть: окна и двери первого этажа завалены обрушившимися перекрытиями, обгорелыми кирпичами и мусором. Еще и заколочены. Пока мы лазали в бурьяне, звонила церковь, мычала корова. Колодцы вокруг флигеля мы не видели, ну их уж наверняка закопали, иначе это было бы опасно. Трактовать их можно как вентиляцию подвала или дренажную систему. В общем, в подвал флигеля мы не пробрались и решили дойти до близлежащих селений и оценить протяженность предполагаемых подземных ходов.
Мы сделали это, пройдя за день более 16 километров по проселочным дорогам средь полей с васильками, иногда и по обочинам шоссе, напевая:
Ходы кривые роет
подземный умный крот,
Нормальные масоны всегда
идут в обход!
Вывод: без заброшенной из будущего бригады метростроя (со всем ее оборудованием) вольные каменщики не справились бы с таким проектом даже при помощи Хирама. Это была бы ветка протяженностью километров десять, а главное: зачем? В целях быстрой конспиративной эвакуации было достаточно метода Онегина: «С заднего крыльца донского жеребца». В любом случае перемещение по поверхности земли было быстрее и безопаснее, а оборудовать подземные дворцы для тайных ритуалов вроде станций метро… Хотя бы иногда в полях встречались мощные вентиляционные шахты. Тем не менее хотелось выдвинуть какую-то версию, что могло быть принято наблюдателями за ходы.
В окрестностях Авдотьина находят остатки печей для обжига кирпича, фрагменты кирпичей, которые датируют 1750–1760 годами, а вокруг – множество ям, из них добывали песок и глину для производства кирпичей. Эти ямы, вероятно, и воспринимаются как свидетельства существования подземных ходов. Печь для кирпича упомянута и в любопытном документе счастливой новиковской поры, до ареста и гонений. И жена его тогда была жива, и дети здоровы. Хозяева и гости, все сплошь единомышленники и масоны, собрались в Тихвинском-Авдотьине праздновать именины Ивана Петровича Тургенева, а потом подарили ему тетрадь с названием «Тихвинские праздники. 1788», в которой неизвестный автор подробно описал все увеселения. Есть там и такой эпизод: после ужина в двенадцатом часу ездили на лодках смотреть «известную горящую печь, которая складена была в каменной горе на берегу реки. Она в ночной темноте представлялась великолепными разноцветными фейерверками. Рассматривание силы пламени и тяжкого труда, с каким работники обжигают ее, подало друзьям нашим случай к важным размышлениям. По довольном рассмотрении сего (зачеркнуто: страшного) зрелища возвратились домой во втором часу полуночи».
Что ж, настоящие масоны во всем найдут случай к важным размышлениям.