0
475
Газета Стиль жизни Печатная версия

30.01.2025 18:30:00

Все началось с прошения "о платном автомобильном движении"

Слово "такси" происходит от фамилии немецкого семейства фон Таксисов

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член Союза писателей Москвы.

Тэги: московское такси, столетие, история


московское такси, столетие, история Подобное соседство можно было увидеть в центре столицы в 30-х годах прошлого века. Фото с сайта www.goskatalog.ru

В этом году московское такси может отметить свое 100-летие. Дата круглая, почетная, но, между нами говоря, не совсем точная, о чем пойдет речь чуть позднее. Хотя, действительно, 80 лет назад, 21 июня 1925 года, прославленный Ильфом и Петровым Москоммунхоз (тот самый, в котором трудился ассенизатором граф Буланов, об удивительной судьбе которого Остап Бендер рассказывает «предводителю дворянства» Воробьянинову) издал постановление о том, что «для широких масс трудящихся» в городе открывается таксомоторное движение.

В тот же день на улицы города вышли 16 новеньких авто – специально закупленных за границей машин марки «Рено» и «Фиат». Именно это радостное для москвичей обстоятельство заставило «частного автомобильного извозчика» Казимира Козлевича перебраться из столицы в провинцию, в славный город Арбатов – конкуренции похожих на пистолеты «Рено» его «Антилопа» выдержать не могла.

Почему эта дата считается не совсем точной? Да просто потому, что еще задолго до Москоммунхоза (и вообще до советской власти) таксомоторы в Москве существовали. Если верить заметке в газете «Московский листок», первый «извозчичий автомобиль» появился тут еще весной 1909 года, появилось и «Товарищество автомобильного передвижения», и к лету 1913 года в Москве работало уже 217 такси. Впрочем, извозчики и в Москве, и в особенности в провинции держали оборону еще очень долго – лет 30 точно! Но я сейчас не о них (хотя это очень интересная тема), а об автотакси.

Началось все это довольно буднично, когда группа предпринимателей подала властям города прошение об организации «платного автомобильного движения» в Москве. И вот 11 июля 1907 года в газете «Русские ведомости» было напечатано такое сообщение: «Долго обсуждаемый в городском общественном управлении вопрос об уличном движении в Москве разрешился. Управа предоставила всем желающим возить публику в автомобилях за плату, безо всяких договоров и условий. С автомобильных предпринимателей будет взиматься лишь определенный сбор…» А уже 10 ноября организатор первых пассажирских рейсов г-н Пацан представил в управу проект выработанной им таксы на езду в автомобиле. «Движение будет открыто 10 автомобилями», – сообщали газеты.

А вот первые сведения о появлении в столице маршрутных такси. Газета «Голос Москвы» 6 мая 1908 года сообщила своим читателям, что «управа разрешила Б.А. Зингеру устроить автомобильное сообщение между Страстным монастырем и Петровским парком, Театральной площадью и Смоленским рынком, Сокольниками и Богородским. Плата за проезд – 30 копеек с человека».

17-8-2480.jpg
Не такси, но дает представление
о тогдашних авто.  Кадр из сериала
«Золотой теленок». 2005
Справедливости ради отмечу, что примерно к этому же времени относятся и первые попытки внедрить в городскую жизнь автомобили-омнибусы, прообразы наших с вами автобусов.

Какими же были первые в Москве (и в России тоже) автомобильные такси? Они были сплошь зарубежного производства, открытыми, и только некая кожаная крыша могла надвигаться сзади в случае дождя. Шоффер (именно так писали тогда это слово) в кожаной куртке и таких же брюках (вот откуда неистребимая любовь пана Козлевича, а заодно и сегодняшних москвичей к коже!) гордо восседал за рулем автомобиля (между прочим – восседал справа), а пассажиры вальяжно располагались на заднем сиденье (числом не более двух).

Нельзя сказать, что жизнь тогдашних таксистов была безоблачной. Время от времени мировой судья разбирал жалобы извозчиков на то, что «кобыла испугалась автомобильной морды, понесла и разбила коляску вдребезги». Были жалобы и от прохожих на то, что резиновые шины автомобилей «разбрызгивают по сторонам грязь» не слишком чистых московских лиц. Усовершенствовались и (естественно) дорожали новые марки автомобилей. Стоимость проезда в такси тоже менялась. Скорость движения автомобильного транспорта в Москве то ущемляли, то разрешали ездить «шибче». Такова жизнь, а она, как известно, разная, в том числе и для автомобилистов…

В целом автомобиль перестал быть роскошью и, как утверждал Остап Бендер, постепенно становился настоящим средством передвижения.

Новый городской промысел требовал не только новых автомобилей (цены на которые были весьма высоки), но и профессионалов. Отдавать жизнь пассажиров в руки неумелых водителей городские власти не хотели. А посему в Москве были организованы первые в городе (а может быть, и в России) шоферские курсы. На одной из фотографий майского номера «Московского листка» изображен один из уроков для «шофферов-извозчиков», старательно изучающих матчасть…

Такси в городе существовало и даже развивалось несколько лет. А потом началась война и большая часть автомобилей оказалась «мобилизованной», ну а после 1917 года таксистское дело и вовсе перешло в ведение «серьезных организаций» и их еще более «серьезных» начальников. И вот, наконец, в 1925 году произошло то самое, с описания чего я начал свой рассказ.

Еще несколько слов о такси. Само слово «такси» гораздо старше своего носителя. По одной из исторических легенд, оно происходит от фамилии немецкого семейства фон Таксисов, еще в Средние века занимавшегося перевозкой почты между городами, а потом наладившего пассажирское движение по весьма опасным в то время германским дорогам.

А вот столь привычные нам «шашечки» на корпусе такси моложе и появились уже после начала эпохи этого колесного промысла. Здесь бытует несколько версий, но наиболее достоверной представляется одна, «американская». Компания под названием «Шашечное такси» появилась в Чикаго где-то в середине 1910-х годов. Основал ее выходец из России Морис Маркин, бывший портной, выкупивший обанкротившуюся автомобильную фирму и наладивший производство «общественных автомобилей», так называемых такси-кэбов, с полоской шашечных клеточек на борту. А еще лет через 10 эта шашечная мода захлестнула Европу, дойдя со временем и до просторов СССР.

Такси живет, множится, периодически дорожает, но по-прежнему заманивает нас своими «шашечками». Ведь нам по-прежнему нужно куда-то ехать, а значит – и такси всегда должно быть под боком. 


Читайте также


Не верю таким коммунистам

Не верю таким коммунистам

Вячеслав Огрызко

В 1957 году партаппаратчики воспользовались тем, что Никита Хрущев обидел писателей, и устроили бунт

0
1992
Владимир Маяковский: око за око

Владимир Маяковский: око за око

Максим Артемьев

Как и почему агитатор и горлан-главарь возненавидел «все древнее и все церковное»

0
982
Прийти в библиотеку – это было счастье

Прийти в библиотеку – это было счастье

Кирилл Голицын

Алекс Громов поднимает со дна советскую «Атлантиду»

0
923
Вашингтон пробует предотвратить новую Великую африканскую войну

Вашингтон пробует предотвратить новую Великую африканскую войну

Геннадий Петров

Запад пытается избежать разрастания вооруженного конфликта Руанды и Конго

0
1763

Другие новости