Переправа через Мессинский пролив по-прежнему осуществляется паромами. Фото Reuters
В Италии начинается гонка за подрядами в рамках проекта по строительству моста через Мессинский пролив, который должен соединить Апеннинский полуостров с Сицилией. Сообщая об этом, новостной телеканал Sky Tg24, отмечает, что это происходит, несмотря на целый ряд связанных с ним нерешенных вопросов и даже имеющихся судебных тяжб.
Процесс, похоже, запущен, и сейчас вот-вот начнется деликатная фаза изъятия земель и стоящих на них строений под будущее строительство. По самым предварительным данным, сносу подлежит около 450 зданий.
Дело в том, что в ноябре прошлого года комиссия по оценке воздействия на окружающую среду Министерства окружающей среды и энергетической безопасности страны дала согласие на проведение строительства. А в самом конце декабря правительству Джорджии Мелони удалось путем постановки вопроса о доверии добиться в парламенте утверждения Экономико-финансового документа (DEF), на базе которого формируется государственный бюджет на этот год, включив в него увеличение суммы финансирования проекта до 13,5 млрд евро.
Правда, для их использования необходимо наличие «окончательного проекта с финансово-экономическим планом», который все еще находится в стадии подготовки. Утвердить его должен Межведомственный комитет по экономическому программированию и устойчивому развитию под председательством Мелони. По словам главного лоббиста строительства моста в правительстве, вице-премьера и министра устойчивой инфраструктуры и мобильности Маттео Сальвини, это может произойти «между январем и февралем». Начало работ намечено на этот год, а их завершение – на 2032-й.
Идея соединить мостом Калабрию, находящуюся на самом юге Апеннинского полуострова, и Сицилию, которых в самом узком месте Мессинского пролива отделяет чуть более 3 км, существовала уже в Древнем Риме. Но только в XIX веке при Бурбонах, а точнее при правлении Фердинанда II (1810–1859), появился проект, который был признан выполнимым. Однако для его реализации у королевства обеих Сицилий не хватало средств.
Различные предложения неоднократно выдвигались и в XX веке. Дело дошло до то, что в 1969 году был объявлен международный конкурс идей будущего моста; на него было представлено 143 проекта, из которых сразу шесть получили первые премии. Одним из этих проектов предлагалось создать подводный туннель, закрепленный на дне стальными тросами. Остальные пять предусматривали строительство вантовых или висячих мостов с одним или несколькими пролетами.
Но только в 1979 году правительство приняло решение о создании компании-концессионера Stretto di Messina S.p.A., призванной найти на конкурсной основе разработчиков и исполнителей проекта моста. Официально она приступила к своей деятельности в 1981 году.
В феврале 1987 года приоритетной была утверждена идея возведения однопролетного висячего моста длиной 3300 м. В 1992 году правительство получило «окончательный улучшенный» проект, а в 1997-м он был даже одобрен Высшим советом общественных работ. Но дальше этого дело так и не пошло, прежде всего из-за прямо противоположных позиций в данном вопросе, занимаемых различными правящими кабинетами Италии.
По данным информагентства Andkronos, сейчас наиболее полный проект, который в значительной в степени повторяет идеи, предложенные в 1980 и 1990-х годах, принадлежит консорциуму Eurolink. На его сайте говорится, что речь идет о строительстве висячего моста, который будет «самым длинным в мире». Его общая длина составит примерно 3660 м, а длина подвесного пролета – 3300 м. Вся структура будет поддерживаться двумя мощными опорами, расположенными на обоих берегах Мессинского пролива, проектная высота которых равна 399 м. При общей ширине моста почти в 60 м на нем должна разместиться автострада с тремя полосами движения в каждую сторону, способная пропустить до 6 тыс. автомобилей в час, а также двухколейная железная дорога, обеспечивающая прохождение до 200 поездов в день. Срок службы сооружения оценивается в 200 лет.
Запланированный, но так и нереализованный проект по строительству висячего моста. Фото с сайта www.webuildgroup.com |
В настоящий момент переправа через Мессинский пролив осуществляется паромами, принадлежащими государственной железнодорожной компании Ferrovie dello Stato Italiane, а также частной компании Caronte & Tourist S.p.A. Проблемы на ней связаны во многом с перевозкой автомобилей.
Наиболее острыми они обычно становятся в летний период, особенно в июле-августе, что объясняется большим наплывом иностранных автотуристов и итальянцев, у которых на эти месяцы приходится период массовых отпусков. На автостраде Салерно – Реджо-Калабрия и на подъезде к порту, расположенному в городе Вилла-Сан-Джованни, выстраиваются многокилометровые пробки. Ожидание в них, часто под палящим солнцем, порой может достигать нескольких часов. Дело в том, что парковочные пощади перед железнодорожными и частными паромами слишком маленькие, чтобы справиться с возникающим потоком автомобилей, автобусов и грузовиков. К тому же погрузка на железнодорожные паромы осуществляется одновременно с вагонами поездов, на что уходит около 40 минут. Примерно то же самое, но с несколько меньшим временем ожидания благодаря большей площади для автомобилей перед паромной переправой происходит и в городе Мессина.
Не менее сложная ситуация возникает на переправе также в рождественские и другие праздники. Сициалианцы, покинувшие по разным причинам остров, предпочитают возвращаться на него, чтобы по традиции провести их с родителями или в кругу родственников. В обычные же дни с одного берега Мессинского пролива на другой, как показывает практика, можно переправиться на автопароме в общей сложности за 40 минут. При этом само пересечение пролива на борту парома составляет примерно 20 минут.
Сторонники возведения моста заявляют, что он будет иметь не только национальное значение в том, что касается развития инфраструктуры южных районов Италии, но и общеевропейское, так как может стать частью транспортного коридора Скандинавия – Средиземное море, если пройдет через Неаполь, Джоя-Тауро, Мессину, Сиракузы и Палермо.
Но эти аргументы не убедили 51% участников опроса, проведенного в мае прошлого года интернет-газетой Money.it, которые высказались против строительства моста.
Противники проекта, в частности, подвергают острой критике размеры планируемых расходов на его осуществление. По сравнению с первоначальной стоимостью в 2006 году в 3,9 млрд евро за прошедшие девять лет она выросла до 13,5 млрд. Они также считают, что строительство является не только опасным, но и вредным для сложной экосистемы района, отличающейся высокой сейсмической активностью.
Исходя из всего этого, многие специалисты, и не только те, с кем мне довелось говорить, вообще высказывают сомнение, что этот мост, о котором мечтали даже древние римляне, когда-нибудь будет построен.
По мнению профессора экономики из Мессинского университета Гвидо Синьорино, строительство моста через пролив является ошибкой, так как сама его идея устарела и сегодня не имеет никакого смысла ни с экономической, ни с экологической точки зрения. Гигантские инвестиции, по его словам, позволят «сэкономить всего лишь час езды на поезде». Альтернативой мосту профессор считает развитие и технологическое совершенствование паромной переправы.
Милан