Упражнения с гантелями дают мозгу импульс удовольствия, но не сразу. Фото Vecteezy
Случилось так, что по итогам 2024 года Вологодская область вместе с 10 другими российскими регионами попали в лидеры по потреблению крепкого алкоголя.
Новое руководство области решило бороться с этим явлением ограничением продажи алкоголя, прежде всего в мелких магазинах, расположенных в жилом секторе. Надо заметить, что предыдущее руководство области, наоборот, раздавало лицензии на продажу алкоголя как раз в таком секторе розничной торговли. Не то чтобы чиновники стремились спаивать население, речь шла о повышении доходности мелких магазинов, что скорее всего достигается именно продажей алкоголя. Конечно, понять все особенности розничного товарооборота в каждом конкретном регионе трудно, и выбранный чиновниками предыдущей администрации области путь казался самым простым, но только с точки зрения товарооборота.
К сожалению, чиновники пошли по проторенной дорожке ограничений и запретов и не обратили внимания на научный аспект проблемы. А он заключается в гормоне счастья – дофамине.
В мозге дофамин участвует в регуляции поведения и моторики. В кровеносных сосудах вызывает их расширение, в почках увеличивает выделение мочи, в поджелудочной железе снижает выработку инсулина, в пищеварительной системе снижает перистальтику желудочно-кишечного тракта и защищает слизистую кишечника, в иммунной системе снижает активность лимфоцитов. За исключением кровеносных сосудов, дофамин в каждой из этих периферических систем синтезируется локально и оказывает свое действие вблизи клеток, которые его выделяют. Дофамин используется как лекарственный препарат для внутривенных инъекций при сердечной недостаточности.
Считается, что дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения.
Однако это мнение, продвигаемое популярной культурой и средствами массовой информации, ошибочно. Последние исследования показывают, что дофамин не вызывает чувства удовольствия или удовлетворения, а создает сильное ощущение предвкушения от получения результата или нежелания его получения, подобное тому, которое испытывают люди перед оргазмом или при сильном отвращении.
Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта, к примеру секса, приема вкусной пищи, приятных телесных ощущений, таким образом придавая этим событиям мотивационную важность.
Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о поощрении могут увеличить уровень дофамина, поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия.
Спорт как альтернатива алкоголю выглядит более капиталоемким проектом, поскольку требует существенных инвестиций. Причем вопрос нередко выходит в такую плоскость: инвестиции в спорт больших достижений или в массовый спорт.
Спорт больших достижений предполагает строительство крупных стадионов и создания громоздкой инфраструктуры. По нормативам соответствующих российских ведомств на каждые 100 тыс. жителей должны приходиться около 500 спортивных заведений.
Пока Россия установленных норм не достигает, да и о качественных характеристиках таких спортивных сооружений мало что известно.
Забродивший виноградный сок способен также стимулировать центр радости в мозгу, как и спорт. Фото Reuters |
По статистике, в России 42% населения от 15 лет и выше не употребляют алкоголь (к сожалению, подобной статистики по наркотикам я не нашел). Это во многом развеивает мифы о россиянах как пьющей нации. Конечно, среднестатистические данные тоже могут искажать картину. Ведь в России проживают и мусульмане, которые по религиозным соображениям не употребляют алкоголь.
Конечно, сам факт того, что статистика потребления алкоголя ведется с 15 лет, уже удручает и говорит о том, что имеющиеся ограничения по его продаже несовершеннолетним не работают. Работать в условиях рыночной экономики их могут заставить только усиление контроля со стороны властей и общественности и, не в последнюю очередь, усиление наказания вплоть до отзыва лицензии.
Предлагаемое рядом депутатов Госдумы увеличение возрастного порога запрета на продажу алкоголя до 21 года может сыграть позитивную роль опять-таки при усилении контроля за его соблюдением.
Поэтому, как представляется, основное внимание областные власти должны уделять именно развитию массового спорта, который и представляет собой реальную альтернативу пьянству, с которым запретами, и это показал опыт горбачевских экспериментов, справиться невозможно. Пагубная привычка уходит в тень, и люди начинают употреблять суррогаты, которые зачастую еще более опасны для здоровья, чем крепкие спиртные напитки, имеющиеся на полках магазинов.
Статистика по той же Вологодской области по состоянию на 2023 год говорит о том, что по доле населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом, она находится на 11 месте среди других российских регионов. Однако руководство области рапортует, что более полумиллиона вологжан (из 1,123 млн жителей) регулярно занимаются физкультурой и спортом. Эти данные плохо согласуются с целями, которые поставил российский президент на 2025 год, то есть с увеличением доли населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом, до 60%. Видимо, где-то статистика области лукавит.
Кстати, предлагаемая россиянам статистика, свидетельствующая, что и в Центральном федеральном округе, и в Уральском доля населения, регулярно занимающаяся спортом и физкультурой, намного превышает поставленные президентом цели, тоже вызывает вопросы.
Но особенность массового спорта заключается в необходимости инвестиций не столько в дорогую инфраструктуру, сколько в человеческий капитал. В данном случае речь идет о тренерском составе, который для массового спорта требуется не столь высокого качества, как для олимпийского спорта, вот только людей в этом сегменте нужно значительно больше. И здесь уже статистика отсутствует, поскольку вряд ли сейчас можно оценить, сколько в России осталось физкультурных вузов и кого они готовят.