0
810
Газета Стиль жизни Печатная версия

19.01.2025 18:50:00

Чем бы дитя ни тешилось: от пластилиновых городов до "метафор"

Игры собственного изобретения

Маргарита Васильева

Об авторе: Маргарита Борисовна Васильева – журналист, копирайтер, писатель.

Тэги: детство, игры собственного изобретения


детство, игры собственного изобретения Самодельные пластилиновые города в советское время заменяли детям модные конструкторы. Фото Марианны Власовой

Во что вы играли в детстве? Прятки, пятнашки, «магазин», «больница» – это понятно. А еще бывают игры собственного изобретения, порожденные обстоятельствами, пристрастиями и влияниями. Муж рассказывал, как играл в пластилиновых человечков с младшим братом и его друзьями. У каждого было вылеплено целое племя, построены поселения, проложены дороги. Странствующие рыцари носили латы из вывернутых наизнанку тюбиков от зубной пасты – они очень ценились, ведь выглядели почти как золотые. Для спасения квартиры от пластилиновой чумы ребятишкам было выдано старое одеяло, вылезать за границы которого не рекомендовалось. Человечки немедленно занялись разработкой месторождений ваты, стали «чеканить монету» и договорились о торговле. У них издавалась газета, развивался транспорт и действовали все законы экономики, что доказывает их объективность.

Мы с подружками увлекались интерьерными делами: в большой коробке без крышки, то есть в «комнате без потолка», прорезали окна, двери и организовывали полное «внутреннее убранство»: занавески, коврики из лоскутков, мебель из спичечных коробков, пустых катушек и ластиков. В дело шел любой мусор, и чем он был необычнее – тем лучше. Футляр от станка для безопасной бритвы произвел фурор и был превращен в роскошный шезлонг: микроподушки для него были сшиты в мгновение ока. Самое смешное в том, что через несколько лет мой любимый учитель рисования показывал, как делать макет оформления сцены. В нашем случае работа шла над сказкой «Морозко». «Принцип коробки» не поменялся, только она располагалась боком, как сцена. До сих пор горжусь, что мой макет оказался лучшим в классе – вот она, дошкольная практика! Кстати, похожим образом поступают и настоящие театральные художники – не все из них пользуются 3D, потому что не всем режиссерам это нравится.

Еще была категория игр «разговорного жанра». Например, рассказывать друг другу истории собственного сочинения. Герои были у каждого свои, сюжеты сочинялись не всегда легко, но зато было приятно ухватить за хвост «длинную тему» и разрабатывать ее с разными вариациями. Отец смеялся, что в детстве работал как настоящий «Шехерезад», потому что его младший брат, мой будущий дядя, каждый вечер требовал новую сказку про Мурзилу – некое мифическое существо с легкомысленным характером и склонностью к несчастным случаям. Моя кузина, будучи всего на год моложе меня, тоже потребовала особенных сказок, и я, третьеклассница, сочинила для нее историю про разноцветных цыплят: наседка отошла поклевать зерна, а девочка-хозяйка успела раскрасить восемь яиц в гнезде в разные цвета. И цыплята вылупились цветными: фиолетовый Филя, желтый Женя, оранжевая Орина, черненький Че… У них быстро сформировались характеры и начались приключения, о которых я рассказывала целые каникулы. А когда сама стала бабушкой, то эти истории записала, мы их проиллюстрировали, и получились четыре небольшие книжки.

Кстати, с внучкой мы часто играли в рифмы, в том числе и по телефону: кто-то из нас придумывал зачин, а кто-то – продолжение:

Мадам Ку-Ку...

…Сидела на суку!

Мадам Бя-Бя...

…Фотографирует себя!

Мадам Пиф-Паф...

…Кладет котлеты в шкаф!

Формула стишка нехитрая, сочинять эту веселую чепуху можно было бесконечно, но, как оказалось, не всем родственникам эта игра была по силам: у некоторых проявились проблемы с ритмом. А ведь любые стихи – это прежде всего ритм, не рифма. И любая мелодия – тоже во многом ритм. Иностранный язык для некоторых вообще как музыка, ведь запоминать незнакомые выражения можно, словно музыкальные фразы. Но тут уж у кого как сознание устроено. Для меня так истинное удовольствие играть со словами и их составляющими. Например, самостоятельно додуматься до очевидного факта, что блюдечко – это просто очень маленькое блюдо. А как изумился мой итальянский учитель Марко, когда я предположила, что летучие мыши – i pipistrelli – получили свое название потому, что умеют пискляво (Pi! Pi!) кричать (strellare). Он, носитель языка, филолог и выпускник Болонского университета, в подобные мышиные тонкости ранее не вникал.

Отец у меня был человеком внимательным и с несомненным педагогическим даром: когда он понял, что я не физик, а лирик, то помимо прочего начал играть со мной в «метафоры». То есть это сейчас я такими умными терминами блистаю, а тогда все было проще: на прогулке, в очереди к врачу, в ожидании транспорта он бросал вызов: «А что бывает холодным?»

– Закуски!

– Взгляд!

– Встреча!

– Оружие!

– Цвет!..

Скука улетучивалась, мозги кипели и плавились, память бурлила – так хотелось назвать что-то хорошо известное, но неочевидное. Или в другой раз: «Эй, что бывает красным?» А черным? Белым? Туманным?

8-1-2-t.jpg
Поход в музей может быть веселым,
если придумать увлекательную для ребенка игру.
Фото Елены Пальм/PhotoXPress.ru
Одна из моих самых любимых игр носила условное название «пьеса на столе». Скажем, зададут в школе подробно изучить «Ревизора» или какую-нибудь «Грозу», причем с акцентом на речевых характеристиках героев. Но читать пьесы в детстве обычно лень. Папа придумал отличный выход: на небольших листочках бумаги мы рисовали персонажей – каждый из нас выбирал себе «команду подопечных». И потом читали реплики, выкладывая на стол соответствующую картинку. Скажем, на столе уже лежат семь листочков с фигурами (пять чиновников, двое квартальных), ты достаешь изображение городничего и читаешь: «Я пригласил вас, господа…» А родимый папенька уже подсовывает картинку с Аммосом Федоровичем Ляпкиным-Тяпкиным (прочитавшим пять-шесть книг и потому несколько вольнодумным) и с притворным ужасом произносит: «Как ревизор?» Изучение драматургии превратилось в увлекательнейшее занятие, и через много лет мы с внучкой проделывали аналогичный опыт, только рисовали и разыгрывали не просто пьесы, а балетные и оперные спектакли, причем непосредственно перед визитом в театр. И музыку включали соответствующую, чтобы на спектакле уже все понимать. Ну, например, есть балет «Сон в летнюю ночь» на чудесную музыку Мендельсона. Да, в конце все женятся и звучит знаменитый марш. Но до свадьбы столько запутанных событий: три влюбленные пары, лесной дух Пак с волшебным цветком, эльфы и их королева, влюбившаяся в осла, который на самом деле не совсем осел… Без картинок не разберешься. По итогам игры внучка заявила, что она будет Паком, соорудила себе волшебный цветок и заставляла нас то «засыпать», то «просыпаться» и «влюбляться» в того, кто оказался перед глазами. Все члены семьи то начинали «дремать» и похрапывать, то «просыпались» и восторженно обнимались. Зато в театре мы уже радостно глядели на сцену, и мне не приходилось, к негодованию соседей, шепотом отвечать на вопросы: «А это кто? А он чего?» 

«Съедобное и несъедобное» на каком-либо изучаемом языке – игра очевидная, но все равно увлекательная. Зато зарядка под иностранный язык менее очевидна, но работает отлично! Нинка приседала под итальянский счет и держала планку, пока не досчитает до 50. А всякие наклоны мы делали, декламируя ритмичные филастроки – это такие итальянские считалки-дразнилки – стишата, обычно фольклорные, но и Джанни Радари ими баловался. Считается, что если умственные усилия подкреплять физическими, всякой там моторикой, то процесс запоминания идет веселее. А зарядка уж точно идет веселее под стишки с четко отхлестанным ритмом. В результате девчонка с пугающей легкостью запомнила десятка полтора филастрок и даже начала успешно распространять итальянский фольклор в своей возрастной среде. 

Иногда игровые штучки в процессе приобщения к мировой культуре дают неожиданный эффект. Одна моя знакомая привела сына-третьеклассника в Эрмитаж и, чтоб не соскучилось дитя, предложила ему рассматривать картины по принципу «какую из них ты хотел бы видеть у себя дома». Мальчик подошел к вопросу очень серьезно и остановил свой выбор на работе Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Растроганная мамаша восхитилась вкусом ребенка и попросила более подробных разъяснений. Они последовали незамедлительно: «Картина-то небольшая, проще вынести!» Будем считать, что мы имеем дело с будущим специалистом охранных систем, которые востребованы во всех музеях мира. А это вам не игрушки!



Читайте также


И на свой облюбованный остров

И на свой облюбованный остров

О рыбе и рыбалке в разных жанрах

0
8072
Тяжелая атлетика

Тяжелая атлетика

Вера Бройде

Взросление под Шекспира

0
2644
Обратно в детство на трамвае номер 7

Обратно в детство на трамвае номер 7

Юрий Гуллер

У каждого из нас есть свое "Останкино", куда так хочется вернуться

0
5551

Другие новости