Уэст Бей, один из новых районов Дохи.
С каждым днем крепнет ощущение, что не только Старый Свет, но и вся остальная планета не может жить без сжиженного природного газа из Катара, эмирата на юго-западном побережье Персидского залива. Неудивительно, что катарцы – один из самых богатых народов (четвертый в мире). ВВП на душу населения, по данным МВФ, составляет там 115 075 долл.
Катар все чаще поигрывает накачанными газом и нефтью мускулами, но сохраняет при этом удивительную гибкость. Катарцам удается поддерживать нормальные отношения со всеми государствами, в том числе с Израилем и Ираном. А также с такими радикальными движениями, как «Талибан» (запрещено в России), «Хезболла», ХАМАС. В сфере же финансов он считается одним из крупнейших инвесторов – активы суверенного инвестфонда Катара можно найти в столицах многих стран.
Но главное, Катар – страна рукотворных контрастов. На вопрос, что в первую очередь бросается в глаза в эмирате, чаще всего можно услышать: футуристические здания, стремительное развитие и несметные богатства. Контрасты отчетливее всего, пожалуй, заметны в столичной гавани Доу. По форме напоминающие жемчужины, суденышки «доу» так же, как несколько веков назад, качаются на тихих волнах, а за ними, в нескольких сотнях метров, раскинулся современный мир вознесшихся в небо зданий из стали и стекла самых причудливых форм и очертаний.
Контрасты в Катаре на каждом шагу. Он суперсовременен и одновременно строго традиционен и консервативен. Многочисленные дорогие магазины Дохи органично соседствуют с «суками», арабскими базарами с глинобитными стенами, где можно купить все, что только может представить фантазия самого взыскательного и изобретательного покупателя, и узнать последние новости за чашечкой крепкого ароматного кофе. В столичных музеях и галереях собраны произведения современного и древнего искусства из всех уголков планеты.
XXI век, которым до предела насыщена Доха, исчезает за первыми городскими зданиями. В солоноватых заводях мангровых зарослей грациозно бродят фламинго. Слюдяным блеском под испепеляющими лучами солнца сверкают песчаные дюны, среди кустарников которых мирно пасутся антилопы ориксы, один из символов Катара. А за дюнами раскинулось светло-коричневое безбрежное море аравийской пустыни.
Визитная карточка Катара – космополитизм и армия экспатов, значительно превосходящих по численности коренное население. Граждан Катара менее 400 тыс. Поэтому в эмирате поставили задачу повысить рождаемость и как можно быстрее довести их численность до 1 млн человек.
Кубок мира по футболу обошелся катарцам, по данным Forbes, приблизительно в 230 млрд долл., что приблизительно соответствует ВВП таких стран, как, скажем, Азербайджан, Кувейт или Кот-д’Ивуар. Для сравнения: кубок мира в России четырьмя годами раньше «стоил» 11,6 млрд долл. Семь из восьми суперсовременных стадионов оборудованы мощнейшими системами кондиционирования воздуха, позволяющими поддерживать на трибунах комфортабельную температуру в районе 20 градусов по Цельсию. Временами воздух был настолько прохладный, что, несмотря на окружающую жару, болельщики жаловались на то, что они… мерзнут.
Катар тратит немалую часть своих нефтегазовых доходов на охлаждение целых улиц в самое жаркое время дня. В одном из городских парков Дохи есть даже беговая дорожка с кондиционированием. Недавно такая же система охлаждения начала работать на популярном городском рынке.
Зимний сад аэропорта Хамад. Фото автора |
Среди культурно-архитектурных достопримечательностей Дохи выделяется и Музей исламского искусства, величественное здание из известняка, спроектированное автором стеклянной пирамиды Лувра Йо Минг Пеем. В нем находится самая большая коллекция произведений исламского искусства.
Почувствовать атмосферу старого Катара проще всего на столичном базаре Вагиф. Хотя он в его нынешнем виде существует с середины прошлого века, первый базар на этом месте появился более 250 лет назад. Здесь легко представить, как и 100, и 200 лет назад покупатели увлеченно торговались за специи и пряности, золото и драгоценности, ковры и благовония.
Рынков в Дохе и других городах Катара много. Есть и довольно экзотические, но только для европейцев и американцев, а не для помешанных на соколиной охоте катарцев. Речь идет о соколином рынке, где среди десятков птиц можно найти и экземпляры стоимостью 200–300 тыс. долл.
Одним из недоразумений, прочно прицепившимся к странам Персидского залива, является то, что там опасно. Все как раз наоборот. Что касается конкретно Катара, то он неоднократно признавался крупнейшей в мире базой данных Numbeo самой безопасной страной планеты. Здесь, к примеру, можно везде и в любое время суток гулять, не опасаясь за свою безопасность и ценные вещи. И где можно поставить смартфон на зарядном устройстве в парке и отправиться прогуляться на полчаса-час в полной уверенности, что, вернувшись, вы найдете свой телефон на месте целым и невредимым.
В Катаре туристы застрахованы не только от нападений бандитов и хулиганов, которых там нет, но и от стихийных бедствий по причине их… отсутствия. Ученые, к примеру, считают, что вероятность землетрясения в Катаре составляет всего лишь 0,1%.
Изменения в Катаре наиболее заметны в Дохе, которую за многочисленные небоскребы нередко называют Манхэттеном среди песков. Город многолик и похож на огромную строительную площадку: повсюду быстро растут новые небоскребы.
Еще отличительной чертой Дохи наряду с ее ультрасовременностью и гипермодернизмом являются консервативные патриархально-исламистские взгляды и традиции. Гости из-за границы должны соблюдать правила поведения, принятые в исламском мире: не показывать пылких чувств на людях, не сквернословить и вести себя как можно тише и скромнее. Алкоголь в Катаре, как в большинстве мусульманских стран, формально под запретом: употреблять спиртное в гостиничных барах, конечно, можно, но в общественных местах строго запрещено.
У Дохи и Катара в целом есть несколько демографических особенностей. Кроме «засилья» иностранцев, к примеру, обращает на себя внимание значительное преобладание сильной половины человечества: из менее чем 3 млн человек женщин – всего лишь немногим более 700 тыс. Объяснение здесь простое: население Катара в основном состоит из мигрантов-мужчин.
Если продолжить разговор о визитных карточках Дохи и всего Катара, то одной из них, несомненно, является ее воздушная гавань. В международном аэропорте Хамад, построенном на месте, отвоеванном у моря, есть все, даже огромный тренажерный зал, бесплатный для пассажиров, с 25-метровым бассейном, двумя кортами для сквоша, быстро превращающимися в поля для гольфа. Неудивительно, что во Франкфурте-на-Майне в апреле прошлого года он был признан, кстати уже не первый раз, лучшим в мире.
Доха – Москва