0
13865
Газета Стиль жизни Печатная версия

24.12.2024 18:25:00

Место, где от волн кружится голова

Разное море, разные закаты и ветер, сдувающий всю жару

Марина Завьялова

Об авторе: Марина Анатольевна Завьялова – поэт, писатель.

Тэги: калиниградская область, путешествия, туризм, зеленоградск


17-16-1480.jpg
Экспонат маленького,
но очень стильного Музея ангелов.
Неожиданное путешествие в Калининградскую область, на берег Балтийского моря, в край ветров и песчаных дюн. На южных морях бывали тысячу раз, а вот на северном...

Полет из Москвы два с половиной часа, в основном над этим самым северным морем. Начинаем снижение, водная гладь, и вот становится видна длинная полоса земли параллельно берегу. Все тянутся к иллюминаторам, фотографировать – Куршская коса как-никак! На полосе леса и песчаные участки, совсем редко что-то похожее на поселения. Вираж самолета, снижение, подпрыгнули, сели. Никто не хлопает. Десять лет назад в салоне при посадке хлопали всегда.

Аэропорт маленький, багаж получили быстро. Дольше приходится ждать вызванного таксиста. Приехал! В Москве таких мы не видели, двигаемся плавно и быстро. Едем в Зеленоградск (Кранц), будем там жить на берегу моря целых семь дней! Счастье.

Новый шикарный апартамент, забронировали еще в Москве. Все дома в этом чудесном городке строятся в одном стиле, с треугольными крышами, в шоколадно-песчаной тональности, даже новые высотные. Выходим на улицу Тургенева. Воздух чистый, свежий, публика абсолютно разная, но почти вся русскоговорящая. Доходим до Курортного проспекта, падаем от усталости и идем в ближайший ресторанчик по дороге к морю. Вкусный, недорогой, а от бокальчика пива усталость как рукой сняло!

А дальше – море. Северное, суровое, вечернее, стального цвета, с бурными волнами. Закат туманный, но потом мы видели Балтийское море разным: серебряным с оранжевым солнцем на закате или ярко-синим с бордовым солнцем, серо-синим с большими пенными волнами после шторма, нежнейше-зелененьким в последний день при полном штиле. Разное море, разные закаты, но вечера всегда изумительные, и ветер, сдувающий всю жару, никакой духоты – как это здорово!

Из Калининградской области туристы везут янтарь и марципаны. Янтарные вещицы делают все кому не лень, и они продаются на каждом углу. В Калининграде (Кенигсберге) работает фабрика по производству марципановых конфет и шоколадок, они вкуснющие и ничем не уступают немецким. Еще можно попробовать крендели с сахарной корочкой. А домики вокруг в основном маленькие и ухоженные с палисадниками, брусчатка – все очень аккуратно и мило. Кажется, что Германия и Германия… Я жила на обучении в Мюнхене, очень похоже. Правда, пива в Кранце много не пьют и марши не поют.

Зато тут культ кошек, их гладят, им строят домики, они нарисованы на стенах жилых домов, есть даже кошачий светофор. Вообще Курортный проспект и территория вокруг него – милое, я бы сказала, какое-то женское пространство: кошачье, янтарное, кофейное. Большой Музей кошек в старом маяке, но мы посетили Музей ангелов (маленький, очень стильный, в нем столько ангелов, что самим захотелось полетать) и первоклассный Музей курортной моды. В нем собраны купальники, платья, зонтики, шляпки с начала XIX века до наших дней по эпохам и даже десятилетиям. Музей современный, яркий, необычный.

17-16-3480.jpg
Домики в Зеленоградске – маленькие
и ухоженные, с палисадниками, брусчатка,
все очень аккуратно и мило.
Еще в Кранце пьют минеральную воду из бювета на набережной, скважина уходит на глубину 250 метров. Едят свежую рыбу в многочисленных ресторанчиках, и даже шаверма с тунцом оказалась необыкновенно хороша. На набережной – постоянно работающее колесо обозрения, прекрасный променад, на котором по вечерам поют под гитару и продают вкусности, и великолепный длинный пирс. На пирсе много рыбаков, все тот же прекрасный ветер, который, наверное, и унес Мэри Поппинс. На пирсе вообще хочется жить, если бы от волн со всех сторон не кружилась голова.

Нам повезло с погодой, почти всю неделю было тепло и солнечно, и мы ходили загорать на городской пляж. Очень многолюдно, песок белый и чистый, волны сильные. Отдыхающие смело идут в воду, дети оттуда вообще не вылезают, хотя температура воды в конце июля была 18–20 градусов. После моря аппетит зверский, съедаешь все на своем пути, много пиццерий, перекусов, и даже по дороге на пляж разливают суп.

При этом всюду гортензии и розы, культ королевы Луизы, чистота и порядок. Можно дойти до ухоженного городского парка с клумбами, скамеечками и настоящим «Тортиллиным» прудом. Утки там плавают большие, важные, а рядом со скамейками расставлены огромные мухоморы, лисички и опята.

Кстати, на рынке можно купить местное янтарное мыло с морскими водорослями или марципановое. На рынке разбегаются глаза от янтарных кошечек и бус, а на Курортном проспекте все магазинчики украшены уникальными витринами из цветов, перьев, ракушек, рядом стоят скамеечки, и можно среди всего этого великолепия сфотографироваться.

Опять-таки «немецкость» чувствуется постоянно, хотя немцев и выселили полностью после 1948 года. Область была немецкой 700 лет, с середины XIII века, когда рыцари Тевтонского ордена пришли завоевать эти земли и заодно привить здесь христианство. А до того на Калининградской земле жили пруссы, которые были язычниками. Католический собор в Зеленоградске переделан в православный, в нем тихо и светло, можно посидеть на деревянных стульчиках и подумать о вечном.

Мы съездили на автобусную экскурсию в Калининград, и нам очень повезло с экскурсоводом. Узнали о пруссах, рыцарях, и о Канте, и даже о требованиях к виллам, которыми застраивался город. И о том, каким был старый город до 1944 года. Сейчас центр области тоже прекрасный, просторная светлая площадь Победы, необыкновенный Ленинский проспект, похожий на улицу в Амстердаме. Старый город и остров Канта, Кафедральный католический собор – отдельная песня.

Нам повезло еще раз: заранее забронировали билеты на органный концерт в соборе и слушали там Баха. А потом пили вкуснющий рафф на площади перед собором, бегом бежали через Рыбную деревню к автобусу, но не опоздали. Нас привезли и в удивительный музей истории города, и мы рассматривали шлемы рыцарей, утварь Старого города, слушали рассказ о мужественной королеве Луизе и нашей прекрасной царице Елизавете, благодаря которой область принадлежала России целых четыре года. Если бы не Петр Третий...

17-16-2480.jpg
Крендели с сахарной корочкой можно
попробовать на каждом углу.  Фото автора
Получилась яркая познавательная экскурсия в светлый город-крепость и город-сад. В нем очень много укреплений и стен из красного кирпича, если бы англичане не разбомбили центр Кенигсберга почти полностью, их осталось бы еще больше.

Вообще аккуратность и вежливость жителей на этой земле, молодых прежде всего, поражают. И в ресторанчиках, и на улицах все тебе улыбаются и рады. Как на европейском курорте...

Отправились и на экскурсию на Куршскую косу. Как же без нее?! Танцующий лес, извивающиеся стволы, в сосновом бору абсолютная тишина, ни звука. Магнитная аномалия, никакие гусеницы тут ни при чем. Дюны, песок, тропы, удивительный воздух, виды необыкновенные, уха в ресторанчике по дороге на пляж из свежевыловленной рыбы, при воспоминании о которой слюнки текут. И широкий пляж – это Золотые пески, только скорее Серебряные, теплая чистейшая вода, дюны под ногами под водой двигаются, меняют форму, и заходить глубоко страшно... Но такой простор, небо, море, что туристы все равно идут купаться, и хочется там остаться на месяц. Правда, место не пляжное, это заповедник, буйков и спасателей там нет.

Возвращаемся в родной Зеленоградск – а здесь пушистые толстенькие кошки, аромат кофе, кренделей, скульптура курортницы с телефоном в руке на Курортном, и ты сама уже такая курортница, потому что все вокруг фотографируешь.

Можно сказать, что побывали сразу в трех странах – северной России, Германии и Литве. Или любой из прибалтийских стран. Ощущение свежего воздуха и ветра, янтарного песка под ногами и разноцветных домиков с черепичными крышами вокруг не покидает. А ресторан, в котором мы сидели почти между небом и землей, любуясь огненным морским закатом, запомнится на всю жизнь... 

Зеленоградск – Москва


Читайте также


Жить и плакать душою младенца

Жить и плакать душою младенца

Александр Балтин

К 85-летию со дня смерти эгофутуриста Константина Олимпова

0
811
Солнечное сплетение не внутри, а снаружи

Солнечное сплетение не внутри, а снаружи

Марианна Власова

Несколько историй о том, как издатели, литераторы и музейщики отмечали Новый год

0
2973
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
12202
Поезда, сказки и любовь

Поезда, сказки и любовь

Сборник Андрея Коровина пестрит путешествиями и любовными признаниями

0
5505

Другие новости