0
8561
Газета Стиль жизни Печатная версия

13.11.2024 18:09:00

В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

Геннадий Гутман

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: айседора дункан, искусство, танец, любовь, мужчины, сергей есенин, смертельное фуэте


42-16-1480.jpg
Вся жизнь Айседоры Дункан –
роман с искусством.  Фото 1896 года
Она была великой танцовщицей и проповедовала свободную любовь. Она встречалась со многими мужчинами, но лишь один стал ее мужем. В искусстве ей всегда сопутствовал успех – все любовные романы заканчивались катастрофой.

Первое па: роман с искусством

Рыжий курчавый поляк Иван Мироцкий целыми днями просиживал в чикагском клубе «Богема». Иван перебивался случайными заработками, жил в бедности и был вечно голоден. Он влюбился в Айседору Дункан, как влюбляется в молодую девушку взрослый, зрелый мужчина. Она поддалась напору, они начали часто встречаться. Иван признался в любви и предложил выйти за него замуж. Айседора замуж не торопилась, и дальше невинных объятий и поцелуев дело не зашло. Между тем лето кончалось, заработков не было, и она решила попытать счастья в Нью-Йорке. Айседора танцевала с детства. Она пробилась к гастролирующей в городе известной нью-йоркской труппе Огастино Дейли и продемонстрировала свое искусство танца. Балетмейстер был очарован юной танцовщицей и предложил ангажемент. Так закончился первый роман Айседоры с мужчиной и начался блестящий роман с искусством.

Босиком, в тунике: легко и стремительно

С юных лет Айседора стремилась к самостоятельности. Труппа Дейли стала первой ступенькой в карьере. Вскоре танцовщица оставила знаменитого постановщика и открыла собственную студию. Ее стали приглашать к себе домой богатые люди. На виллах сооружали импровизированную сцену. Она везде появлялась в прозрачной тунике и босиком. Америка была пуританской страной, у многих это вызывало шок. Но танцы были легки и стремительны, Айседора разыгрывала перед зрителями настоящие драматические спектакли, и зрителям это нравилось. В 1898 году случился пожар в отеле «Виндзор», где проживала Айседора. Она решила больше не испытывать судьбу, собрала деньги у богатых поклонников и уехала в Англию. В Лондоне сочиняла новые танцы, влюблялась в поэтов, музыкантов и художников. Она придумала новый стиль, ее выступления вызывали восхищение холодных британцев: танцы передавали движениями тела различные эмоции человека.

Руки Родена: набросила платье

Вскоре Айседора уехала покорять Париж. В столице Франции все сходили с ума от Всемирной выставки, на ней Айседора впервые увидела работы Родена. И влюбилась в него заочно...

Дверь мастерской открыл сам мастер. Как старой знакомой, он стал показывать ей свои работы. Затем взял кусок влажной коричневатой глины и начал разминать в своих натруженных ладонях. Он тяжело дышал, от него несло нестерпимым жаром. Айседора ощущала его всем телом и отстранилась от художника. Через несколько минут она увидела в его руках женскую грудь, которая трепетала, как живая. Роден вывел ее на улицу и кликнул извозчика. Они приехали в студию Айседоры. Теперь она решила показать ему свое искусство. Роден вплотную приблизился к ней. Он начал мять ее тело, словно оно из глины. Казалось, художник пытается вылепить из нее очередную скульптуру. Она почувствовала исходивший от него жар и, не в силах сопротивляться, поддалась его рукам. Ее тело обмякло, еще мгновенье, и она покорилась бы ему всем своим существом, но какой-то неожиданный испуг пронзил ее сверху донизу, она выскользнула из его объятий, набросила платье и бежала вон…

«Ромео» и «Джульетта»: сцена превыше всего

В Будапеште произошло то, что когда-то должно было произойти. Айседоре уже 25, а она еще не познала радости любви. Ее первым любовником стал актер Оскар Береги, с блеском игравший шекспировского Ромео. Он был высок, великолепно сложен и черноволос, глаза сверкали цыганской страстью, устоять перед которой невозможно. Вечером Айседора была в ложе Королевского национального театра, а вскоре оказалась в объятьях Оскара. Чувство, которое она испытала, она могла сравнить только с чувством полета, которое дарил танец… На рассвете они покинули гостиницу и уехали в предместье столицы. Она не замечала ни времени, ни пространства… На следующий день на репетиции Айседора еле передвигала ноги…

Их связь оборвалась так же быстро, как и началась. Ромео изменил своей Джульетте… с театром. Сцена для него была превыше всего. Айседора подписала контракт с известным импресарио Александром Гроссом. Ее ждали Вена, Берлин, слава, успех и признание публики.

42-16-2480.jpg
А вот все любовные романы, в том числе
с Сергеем Есениным, заканчивались
катастрофой.  Фото 1923 года
Приступ острого тонзиллита: любовь сильнее искусства

Расставшись с Ромео, Айседора думала, что отныне ее жизнь будет целиком принадлежать искусству, и, конечно же, ошиблась. Искусство не смогло заменить ей любовь, любовь оказалась сильнее искусства. В 1905 году судьба столкнула ее с талантливым художником-декоратором Гордоном Крэгом. Он покорил ее своим темпераментом. Две недели они не выходили из мастерской Крэга. Ее импресарио дал объявления в газеты, что госпожа Айседора Дункан страдает «воспалением миндалевидных желез». Через девять месяцев после «приступа острого тонзиллита» у нее родилась девочка, которую назвали Дердри. Айседора продолжала танцевать и во время беременности, и после. Крэг то появлялся, то исчезал. У нее были все основания ревновать возлюбленного. Нервы были на пределе. Она впадала то в тоску, то в какое-то отчаянное веселье. Но больше всего тревожило, что она не может танцевать, как танцевала прежде. И тогда она пошла на разрыв…

В 1906-м Айседора оказалась на пороге разорения. Она воспитывала 40 детей как своих собственных, содержала танцевальную школу и еще помогала друзьям и знакомым. Из финансовой пропасти ее вытащил сын «короля швейных машинок» Парис Зингер. Он возник на пути, когда Дункан казалось, что все уже кончено. Взял все ее расходы на себя, но она влюбилась не в богатство, а в него самого. Это была испепеляющая страсть. Зингер подарил ей семь лет счастливой и беззаботной жизни и сына Патрика. Они расстались после трагической гибели детей. Автомобиль, в котором находились Дердри и Патрик, чудом избежавший столкновения с такси, съехал с набережной в Сену. Долгие годы она не могла оправиться от этой трагедии.

«Хулигана свела с ума»: русская любовь

С Сергеем Есениным она встретилась на квартире известного художника Георгия Якулова. С первого же момента поэт и танцовщица потянулись друг к другу…

В Россию она приехала в 1921-м по приглашению советского правительства. Большевики обещали Дункан открыть школу для одаренных детей.

В тот вечер Айседору с нетерпением ждали в известном московском салоне. Когда она появилась, поднесли полный стакан водки и по русскому обычаю заставили выпить до дна. Она выпила, ее знаменитые ноги подкосились, и она упала на кушетку. В этот момент в гостиную влетел златокудрый Есенин... Опьяневшая от водки и внезапно вспыхнувшего чувства, она, как безумная, танцевала всю ночь. Он, еле ворочая языком, читал бередящие души стихи. Она плохо понимала русский язык, но хорошо – язык чувств. На рассвете они поехали к ней домой на Пречистенку…

С русским поэтом она нарушила обет, который дала себе в ранней юности – никогда не вступать в брак, поскольку он унижает женщину. Айседоре уже за сорок, Есенину еще не было тридцати. Она нуждалась в муже-ребенке, он – в жене-матери. Она дарила ему заботу и нежность, он капризничал, дерзил, устраивал грубые выходки.

По Москве поползли сплетни, что Есенин женился на «богатой старухе». Сергей пил, ругался, надолго исчезал из дома. Она решила вырвать его из этого болота и показать мир. Она надеялась, что Сергей образумится и все наладится, и ошиблась. Они побывали в Берлине, Париже, Нью-Йорке. Но везде повторялось одно и то же: Есенин скандалил, поднимал на нее руку и при каждом удобном случае сбегал – ему уже давно надоела Айседора. Она безумно ревновала, разыскивала его по отелям и пансионам. Подумала, что в России муж образумится, и поспешила увезти его в Москву. Но после возвращения он вновь куда-то надолго исчез. А вскоре ей пришло письмо от незнакомой женщины с просьбой оставить Сергея в покое.

Над всеми ее любовными романами висел какой-то рок. Все заканчивались катастрофой. «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»

«От сердца России, оплакивающей Айседору»: смертельное фуэте

Дункан тяжело переживала старость. Слава ее потускнела, знаменитую танцовщицу стали забывать на всех континентах. Айседоре все труднее и труднее жилось в этом переменчивом мире. Единственный человек, кто ее поддерживал, была Мэри Дести, которая хранила ей верность на протяжении уже четверти века. Единственное, что могло спасти великую балерину, – это воссоздание своей школы. Сделать это можно было только в далекой России, где Дункан надеялась вернуть былую славу. Дести вспоминала, что в последний день жизни на Айседоре была знаменитая красная китайская туника, украшенная огромной желтой птицей, синими астрами и черными иероглифами. Со своим молодым другом, итальянцем Буггати она собиралась на концерт пианиста, которого хотела пригласить к себе аккомпаниатором. Айседора вышла из студии, обернула шалью плечо и со словами «Прощайте, друзья мои! Я иду навстречу славе!» села в машину. Маленький гоночный автомобиль взял с места, шаль спустилась с плеча, обмоталась вокруг колеса и резко дернула Айседору за горло… Она даже не успела понять, что произошло…

На кладбище Пьер-Лашез было много венков от тех, кто остался верен великой танцовщице. На черной ленте одного из них красными буквами было написано: «От сердца России, оплакивающей Айседору». 


Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2468
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1275
Мифический Алешенька и другие обитатели дома Демидова

Мифический Алешенька и другие обитатели дома Демидова

Дарья Курдюкова

В бывшей усадьбе на Басманной представляют "Будущее воспоминаний"

0
4256
Утереть нос Европе. Поэзия в камне от Месопотамии до наших дней

Утереть нос Европе. Поэзия в камне от Месопотамии до наших дней

Геннадий Гутман

0
6187

Другие новости