Бразилец Зели Росси более 20 лет спал в гробу. Фото Reuters
У россиян появилось новое увлечение – гроботерапия. В услугу, цена которой в зависимости от региона и города колеблется от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей, входят почти все те же процедуры, которые ритуальные агентства совершают над усопшими: помещение на несколько минут в морозильную камеру, омовение, облачение в соответствующую одежду, посмертный грим и, главное, положение во гроб. По желанию заказчика сценарий может меняться. Например, его могут забрать прямо из дома в специальном черном мешке, в каком транспортируют умерших. Затем отвозят в сымитированный морг для подготовки к «похоронам». В зависимости от длительности сеанса – от нескольких минут до нескольких часов, клиента могут даже накрыть крышкой и сделать вид, что заколачивают ее. Экстремалы пошли дальше – требуют зарыть их в землю. Подобные манипуляции, конечно, официально не разрешены, однако новой модой заинтересовались некоторые ритуальные организации.
Как поясняют отдельные психологи, церемония собственных похорон помогает человеку в депрессии, что называется, выйти из зоны комфорта и переосмыслить свое обычное состояние. Мол, чтобы снова начать ценить жизнь и почувствовать ее вкус, необходимо оказаться на грани расставания с ней. Близость смерти позволяет по-новому взглянуть на беспокоящие проблемы и, возможно, почувствовать себя обновленным.
Ссылаются на основателя танатотерапии (thanatos – смерть) в России психотерапевта Владимира Баскакова, который в 1980-е годы развил концепцию лечения смертью. В гроб тогда никого не клали, однако благодаря телесно-ориентированному подходу в психологии помогали расслабиться не только мозгу, но и телу. В конце 1990-х стали практиковать и сеансы «погребения», проводимые «в природных условиях», однако также без гроба. Метод был ориентирован преимущественно на тяжелобольных и умирающих, а также людей с хроническими нарушениями сна, страхом смерти и т.д. Правда, были у танатотерапии и противопоказания: серьезные нервно-психические заболевания, наличие алкогольного опьянения, абстинентного синдрома. Не рекомендовалось проводить сеансы и при наличии острой стадии какого-либо заболевания, а также при клаустрофобии.
Сейчас же, как уверяют некоторые сайты, пройти гроботерапию может любой желающий. Завлекающие в экстрим порталы поясняют, что в «этом нет ничего странного» и «даже некоторые древние святые спали в гробах». Приводятся в пример наши современники, которые предпочитают кроватям деревянный ящик. Например, в 2011 году стало известно о бразильце Зели Росси, который к тому времени спал подобным образом уже более 20 лет. История его привычки связана с памятью о близком друге. Еще в детстве они дали взаимное обещание, что тот, кто умрет первым, будет похоронен в гробу, который купит для него тот, кто останется в живых. Друг купил гроб еще в 1983 году, когда подумал, что Росси разбился в автокатастрофе. Но вышло так, что первым умер этот друг – в 1988 году. Впрочем, в одном из интервью Росси признался, что делал подобное не каждую ночь, а только по пятницам. Никто бы и не узнал об этом его чудачестве, если бы не внук, который подглядел за дедом и рассказал маме.
В середине 2000-х годов подобная терапия была широко распространена в Японии. При этом депрессию как болезнь здесь длительное время не признавали. А когда признали, появилась и терапия через «смерть». По отзывам тех, кто ее прошел, их жизнь в результате испытаний изменилась. Причиной перемен стал страх. По рассказам одной женщины, когда она услышала, что на крышку гроба падают комья земли, и почувствовала, что воздуха становится все меньше, ее охватила страшная паника, она начала биться в своем ящике и успокоилась лишь через некоторое время после того, как ее «оживили».
Гроботерапия официально существует в Южной Корее, где большая часть трудоспособного населения регулярно испытывает серьезный стресс и переутомление, связанные с работой. Похоронная терапия здесь может практиковаться не только индивидуально, но и в группах. Сеанс начинается с «памятных» фото участников и небольшого инструктажа. После этого человек в костюме ангела смерти (Чосан Саджа) уводит их по темному коридору в траурный зал, где они переодеваются в традиционные похоронные одежды, пишут прощальные письма близким и зачитывают их вслух. После этого все участники терапевтической группы ложатся в гробы, а «ангел смерти» закрывает крышки и выключает свет. Продолжительность сеанса – около 10 минут. Реакция участников при этом может быть самая разная – от истерики и отказа забираться в гроб до расслабленного сна.
В Китае пошли дальше. На кладбище Бабаошань, расположенном в Пекине, существует услуга погребения с помощью виртуальных технологий. Желающим предлагается пройти VR-симуляцию собственной смерти в двух вариантах. Первый – с внезапным сердечным приступом на работе, реанимационной палатой и отделением души от тела с демонстрацией всего жизненного пути. Второй – с подробным изображением пути умершего от доставки в морг до кремации. Правда, решаются на такой эксперимент немногие.
Петр Мамонов некоторое время не мог побороть страх нахождения в деревянном ящике, что требовалось по роли в фильме «Остров». Кадр из фильма «Остров», 2006 |
Впрочем, реальные священнослужители не одобряют нового увлечения россиян. Так, руководитель Информационно-издательского отдела Екатеринодарской епархии диакон Михаил Степанков в разговоре с порталом «Постньюс» напомнил, что в истории церкви есть большое количество примеров, когда святые, чаще всего монахи, в своих кельях держали гроб. Одни могли использовать его для хранения продуктов, другие – как кровать. Таким способом они хранили «память смертную» – каждый день и час старались не забывать о предстоящей смерти тела и Страшном суде для души. «Однако то, что сейчас называется гроботерапией, – это не что иное, как пагубный для человеческой души обман. За счет весьма странной практики людей пытаются убедить, что смерти и загробной жизни нет. Таким образом уничтожается уважительное отношение к кончине земного пути человека, а таинство превращается в фарс. С такими вещами не шутят», – заметил священнослужитель.
На сайте одного из ритуальных агентств Санкт-Петербурга предупреждают: неправильно выполненная гроботерапия может навредить здоровью и психике человека. То, что после сеанса человек якобы «перерождается», начинает «задумываться о смерти» и «во время процедуры перед ним проносится вся его жизнь», – не более чем мифы. Если сеанс выполнен с соблюдением всех необходимых условий и правил, то он идентичен ситуации помещения тела в камеру для прохождения МРТ-анализа.
Говорят, в Россию возвращается многое из того, что помнится по 1990-м годам. Почему бы не вернуться и к опыту танатотерапевтов из того же времени?
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать