0
6150
Газета Стиль жизни Печатная версия

06.10.2024 18:10:00

Село Константиново настраивает на поэтический лад

Сумасбродная старуха, звенящая тишина и свет

Павел Щербинин

Об авторе: Павел Петрович Щербинин – певец, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Москвы.

Тэги: село константиново, музей есенина, есенинская русь, воспоминания, спектакль мхат


село константиново, музей есенина, есенинская русь, воспоминания, спектакль мхат Константиново расположилось на крутом берегу Оки, с которого открывается великолепный вид. Фото Евгения Никитина

Недавно мне посчастливилось приехать на неделю в изумительное место российское, где я раньше никогда не бывал, в село Константиново, на родину великого русского поэта Сергея Есенина. Меня пригласили выступить с сольным концертом в Музее-заповеднике С.А. Есенина.

В первый же день я отправился осматривать окрестности, спустился по крутому, малопроходимому склону к реке Оке. Все эти виды, все эти просторы, вся эта звенящая тишина – контраст по сравнению с шумной Москвой, который чувствуется здесь, производит большое впечатление, настраивает на ностальгический лад…

Поэзию Сергея Есенина я полюбил еще со школы благодаря своим учительницам по литературе. Я часто вспоминаю озаренный утренним солнцем класс и портретную галерею русских писателей. Уже тогда портрет Сергея Есенина я выделял среди прочих, от него исходили доброта и свет. Поэтому в моем репертуаре творчество великого поэта занимает особое место.

Обо всем этом и о моей причастности к есенинскому творчеству я думал, гуляя в одиночестве по просторам села Константиново. Крутой берег Оки, бесконечные поля и луга, березовые рощи, смешанный лес, насыщенный, густой, свежий воздух, яркое солнце, облака над водой, тишь... Я, городской житель, словно оказался в каком-то вакууме и воспринимал все это как дар свыше.

Гостевой дом, в котором я остановился, находился буквально через несколько домов от усадьбы родителей Есенина, где, как гласит легенда, сам поэт посадил тополь. В литературном музее – интересные документы с автографами поэта, его родственников и друзей, похвальный лист Есенину за его отличные успехи во время обучения в школе, некоторые вещи, предметы, в том числе и люлька поэта.

Усадьба Кашиной, дом Смирнова, памятник Есенину… Настоящая есенинская Русь. На этой земле стоит церковь Казанской иконы Божией Матери, памятник архитектуры XVIII века, белоснежный храм, где родители поэта венчались и крестили детей. А в фонде музея хранится Библия 1912 года, принадлежавшая Есенину, с его пометками, сделанными простым карандашом. На берегу Оки, за храмом, есть небольшая часовня, которая, по словам сотрудников музея, была любимым местом уединения поэта. Конечно, Есенин в Константинове – на каждом шагу, везде, словно никуда и не ушел.

Главная сцена музейного комплекса в Константинове находится на крутом берегу Оки. И когда я выступал с концертом, то не мог не ощутить удивительного воссоединения природы, стиха, мелодии.

193-8-2480.jpg
Почитатели поэта могут посетить
дом родителей Сергея Есенина. 
Фото Евгения Никитина
Я вспоминал свои выступления и в московских музеях имени Есенина, и выступления других творческих людей. Так, например, я никогда не забуду вечер артиста Виталия Безрукова в концертном зале Российской государственной библиотеки. Он представлял свою книгу «Есенин. История разоблачения самого загадочного убийства века». Тогда я стал свидетелем высокого профессионализма и мужества актера. Безруков читал стихи Есенина в его авторской стилистике – порывисто, чувственно, эмоционально, громко. Было лето, и окна раскрыли нараспашку. Вдруг откуда-то с верхнего или с нижнего этажа раздался грубый, пронзительный пожилой голос: «Разорался на всю библиотеку! Здесь люди занимаются, книги читают, а он, видите ли, орать сюда пришел! Сейчас психушку с полицией вызову!» Сидящие в зале на какое-то время обомлели. Актер же, весь покрасневший от поднявшегося давления, чтобы спасти положение, попытался докричаться до хулиганки и образумить ее. Но буквально через полминуты его взгляд упал на портрет Есенина, и он, как по волшебству, успокоился и произнес: «И здесь продолжается то же самое». Все собравшиеся поняли, что он имел в виду травлю поэта, срывы выступлений, принудительное лечение в психиатрической клинике. Спустя годы это вспоминается как трагикомедия, а в тот момент нам было не до смеха – то ли артиста надо спасать, то ли самим полицию вызывать, чтобы утихомирить сумасбродную старуху.

Еще мне вспомнилось, как в 1995 году во МХАТе к 100-летию поэта Татьяна Доронина как режиссер поставила спектакль «Версия «Англетер», где исполнителем главной роли стал невероятно красивый и безумно похожий на Есенина артист Валентин Клементьев. Зрителям посчастливилось увидеть огромный диапазон многоликости Есенина: от трезвого, стойкого, опытного и умного диссидента до злого, сумасшедшего, преследующего свои цели выпивохи. Я помню и музыкальное сопровождение спектакля, и церковное пение, и таинственное зажигание свечей. На сцене и в зале царила любовь... Не забыть мне и кинофильм «Пой песню, поэт». Как там прожил жизнь Есенина блистательный режиссер и актер Сергей Никоненко! Константиново всколыхнуло во мне много воспоминаний, прочитанных книг, одна из которых великолепна – это том о Есенине из серии «Жизнь замечательных людей», написанный двумя авторами – Станиславом и Сергеем Куняевыми. Кстати, был случай, когда мне пришлось спасти и восстанавливать портрет Есенина, который в моем восприятии неразрывно связан с образом денди и щеголя и с интересным периодом имажинизма и его тайнами, но это совсем другая история.

Это маска его... Это он?..

Он повесился,

есть утвержденья.

Нынче день его похорон

Для меня, а не день рожденья.

Не нуждается он в речах...

Это... он?.. с подбородком

побритым,

Со страданьем во всех чертах,

С переносьем пробитым...

Он читаем, любИм, знаменит,

Больше нет на него запрета.

Что ж Казанская не звонит,

Не оплакивает Поэта?

Он стихов не напишет уже,

Жизнь свою не доскажет уже...

До свиданья, Поэт, до свиданья...

Сколько ж было страданья

в душе,

Если в маске столько

страданья?..

Плачь над маской Поэта, Русь,

Как над телом не плакала

бренным,

Плачь, еще не умершая Русь,

Над Поэтом своим... убиенным...

Это стихотворение моего друга, писательницы Нины Красновой «Маска Есенина в музее села Константиново, в день рождения поэта», напечатанное в 1987 году в альманахе «Поэзия», задолго до создания комиссии по расследованию обстоятельств гибели Сергея Есенина. Нина прочитала его в 1988 году на празднике в Константинове, а потом и в Колонном зале Дома союзов на вечере, посвященном Есенину.

Жаль, что судьба не послала поэту человека, который по закону силы судьбы и кармы сумел бы продлить ему жизнь. Но все же какое счастье, что у нас, русских, есть Сергей Есенин, который воспевал «всем существом в поэте. Шестую часть земли. С названьем кратким «Русь». 


Читайте также


Прыжок из прошлого в будущее – и обратно

Прыжок из прошлого в будущее – и обратно

Яна Любарская

Юность в РУДН: смех африканцев, хлеб ынджэра и студенческие мечты

0
3744
Только скажи честно

Только скажи честно

Светлана Хромова

В уход Елены Семеновой не верится до сих пор

0
2942
Ходит хоббит с чебурашкой

Ходит хоббит с чебурашкой

Вячеслав Харченко

К 60-летию со дня рождения Александра Анашкина

0
638
Я сквозь туннель вхожу…

Я сквозь туннель вхожу…

Алиса Ганиева

Про память, былое, навсегда ушедшее, и про нее

0
2708

Другие новости