0
5562
Газета Стиль жизни Печатная версия

12.09.2024 17:53:00

Северные гастроли: мы – личные гости хозяина

В таких местах чувствуешь себя героем Леонида Филатова из фильма «Город Зеро»

Ирина Осинцова

Об авторе: Ирина Сергеевна Осинцова – актриса, режиссер.


В Москве зрители хлопают, когда хотят, не ожидая начальственной реакции. Фото агентства «Москва»

Поезд. Купе. Лес за окном вагона кажется непробиваемым монолитом. В тоннах снега гасятся звуки и скорость. Кажется, что поезд специально идет медленнее, как бы крадется на цыпочках, лишь бы не разбудить духов севера.

Густой, непроходимый лес сменяется унылыми признаками цивилизации. Сложно поверить, что кто-то здесь живет по собственной воле. Заплатите мне много денег – в жизни не поехала бы сюда жить. Правда, мне действительно заплатят за приезд. Но немного – я здесь на гастролях. Вообще меня всегда интересовал вопрос: почему в декабре нас всегда отправляют на гастроли именно на север? Чтобы мы почувствовали на контрасте, что зима в Москве еще не самое страшное зло? В Норильске, Новом Уренгое, на Ямале я побывала именно зимой. Средняя температура по больнице в это время года там приблизительно минус сорок. Ну, отправили бы нас в Бухару! Нет, получайте, дорогие артисты, север, тьму и холод!

При въезде в город депрессия накатывает мгновенно – если бы этот городской пейзаж вздумал писать художник, ему не понадобилась бы большая палитра цветов, хватило бы черного, белого и коричневого. И немного желтого – почему-то большинство вокзалов в провинции выкрашены бледно-желтой краской (как писал Гоголь: «очень красивой по мнению губернских архитекторов»). Все остальное – градации между серым и коричневым. Ван Гогу периода «Едоков картофеля» понравилось бы. По вокзальной площади, как и сто лет назад, бродят собаки – они тоже серо-коричнеые. Собаки оценили контингент приехавших, поняли, что дать нам друг другу нечего, и все пошли своею дорогой – они обшаривать территорию, а мы – в гостиницу.

Трясемся в автобусе. Из-за занавесок подглядываем за жизнью в городке. Когда я оказываюсь в таких местах, чувствую себя как герой Леонида Филатова из фильма «Город Зеро». А вдруг, попав сюда, выбраться назад уже не получится? Может, этот город – портал в другое измерение, которое навсегда вбирает в себя всех приезжих?

Глядя на собрание брежневской архитектуры за окном, я уже представляю, где нас поселят – в типичный образец гостиничного уюта по-советски. Конечно, я это все не говорю вслух, но в автобусе царит унылая тишина, и в ней ощущается, какие мысли бродят в сонных головах моих коллег. Схожие.

Наконец-то автобус останавливается. Я беру свою сумку и бреду к выходу. Выйдя, поднимаю глаза и неожиданно вижу современный двухэтажный особняк красного кирпича! Из тяжелой дубовой двери нам навстречу выпорхнул вертлявый молодой человек и, восторженно улыбаясь, расплескался в приветствиях: «Добро пожаловать! Как добрались?»

Разговаривая, он нервно дергал руками, чем немного напоминал марионетку. Вымученно улыбаясь, мы сказали, что тоже очень рады встрече. «Проходите, пожалуйста! – невидимая ниточка дернула рукой в сторону дверей. – Уверен, вам здесь будет комфортно – вы расположитесь в гостинице для личных гостей хозяина!»

Личных гостей эээ… хозяина? Тут я проснулась. Хозяина? Я оглянулась. Моих невыспавшихся коллег слово «хозяин» тоже взбодрило. Нестандартное начало. Мы прошли в гостиницу. На ресепшене симпатичная барышня принимала паспорта и раздавала магнитные карты-ключи – тоже атрибутика нечасто встречающихся в российской глубинке отелей.

Пока нас регистрировали, наш дерганый встречающий сообщил, что в гостинице, кроме нас, сейчас никто не живет и поэтому завтраки, обеды и ужины будут подаваться с учетом нашего расписания. Сейчас завтрак уже накрыт в ресторане на первом этаже, а после будет подан автобус – нас прокатят по городу, расскажут про него и по особому пожеланию хозяина провезут по производственным площадям градообразующего предприятия. Тут стало очевидно, что хозяин – это человек, владеющий этим предприятием, и что приглашение не предполагает отказа. Какой любезный человек этот хозяин!

Мы пошли в свои номера. Мраморная лестница с коваными ажурными перилами вела на второй этаж. В коридорах толстые ковры, в номерах дорогая дубовая мебель и тканые шелком шторы, подхваченные тяжелыми золотыми кистями. Неплохая гостиница для личных гостей хозяина.

Едем по городу. Про историю рассказывают мало. В основном про то, как хорошо в городе живется сейчас. Оказывается, последние годы жизнь стала гораздо комфортнее! Благодаря новому руководству города и, разумеется, при активном участии хозяина в городе появились новый ледово-спортивный центр, в котором дети могут заниматься абсолютно бесплатно, театрально-концертный зал с самым современным оборудованием – хозяин очень любит театр, улицы оборудованы новыми фонарями и остановками общественного транспорта, проводится своевременный ремонт дорог и даже обустроен парк с фонтанами, прогулочными дорожками и уличной сценой-ракушкой, летом туда приглашаются хоровые коллективы, хозяин очень любит хоровое пение.

Из окна автобуса наблюдали странную мешанину из эпохи брежневского застоя и современности, когда рядом с унылой панелькой красуются новые автобусные остановки в стиле модерн, осматривали ледовый дворец и парк, заезжали на территорию завода, который хоть и выглядел как типичный индастриал после атомного взрыва, но, видимо, довольно успешно функционировал, слушали рассказ о том, как после распада Союза хозяин выкупил практически умирающий завод и вдохнул в него новую жизнь, благодаря чему город сейчас живет и процветает, и вот как раз по этим железнодорожным путям по всей России, да что там – по всему миру развозится важная продукция.

Из рассказа мы поняли, что хозяин очень многогранный человек, который не только руководит огромным производством, но и очень активно принимает участие в жизни города – потому что вот эту дорогу, вот этот дом и вот этот цветник сделали по личному распоряжению хозяина. Экскурсию вел тот же молодой человек, который нас встречал, и каждый раз, когда он рассказывал про очередной объект попечительства хозяина, невидимая ниточка нервно дергала его рукой в направлении объекта.

В гостинице нам сообщили, что обед будет в три, так как с двенадцати утра до двух дня электричества в гостинице и жилых домах нет из соображений экономии. Это тоже инициатива хозяина. Мы переглянулись. Как бы сказала Алиса из сказки Кэрролла: все страньше и страньше.

После обеда мы наконец-то отправились на площадку, где вечером предстояло играть спектакль. Здание театрального комплекса повергло меня в эстетическое изумление. Посреди высоченных заснеженных елей по соседству с заводскими территориями стоял стеклянный дворец. Внутри облицованные камнем стены, колонны, лепнина, льдинками сверкают хрустальные люстры, на стенах и потолках копии фресок Микеланджело и Рафаэля...

Оснащение сцены и гримерных такое, какое тогда, в начале двухтысячных, в Москве мы даже представить не могли. А можно нам, в нашем столичном театре, хотя бы кусочек этого великолепия и комфорта? Оказалось, что тут несколько сцен и что многие театральные коллективы и артисты шоу-бизнеса рвутся сюда приехать, но не все получают разрешение хозяина. Нам еще повезло!

В театральном кафе вышколенный официант в белых перчатках подал мне чашку превосходного кофе. Интересная личность этот хозяин. Было ощущение, что все в радиусе пятидесяти километров происходит с его личного благословения.

Вечером мы играли спектакль. Двухтысячный зал был набит до отказа. Нас принимали превосходно, но… Мы все обратили внимание на странную особенность зрительской реакции: каждый раз, когда в конце сцены или номера раздавались аплодисменты, сначала начинал хлопать один человек, а потом уже подхватывал весь зал. Так повторялось каждый раз. Словно весь зал ждал команды, что хлопать можно. В антракте прибежал наш дерганый сопровождающий и, восторженно улыбаясь, сообщил, что хозяин смотрит спектакль и что ему очень нравится! И тут нам стало совсем не по себе. Теперь ясно, чьих аплодисментов ждет публика, чтобы начать хлопать. Мы выдавили из себя, что тоже очень рады, и пошли играть второй акт. Так вот ты какой, хозяин.

После спектакля наш марионеточный мальчик прилетел к нам с восторгами и благодарностями, сообщив, что хозяин очень доволен спектаклем, что ужин ждет нас в гостинице, но если мы хотим, то для нас специально откроют банный комплекс и накроют ужин там. Мы сказали, что баня – это отличная идея.

Чуть позже, сидя в бане, наслаждаясь накрытым столом, мы задумались: ну, хорошо, спектакль хозяину понравился – нам накрыли поляну и нагрели баню. А что бы было, если бы не понравился? Нас бы со сцены сразу отправили на вокзал? Звучит абсурдно, но ощущение полновластности и контроля давало повод думать, что так тоже может быть.

На следующий день мы уехали домой. Когда поезд тронулся и город Зеро остался у нас за спиной, появилось чувство облегчения. От внимательной заботы хозяина мы чувствовали себя дискомфортно.

Наутро я с облегчением проснусь в Москве. Здесь у нас и световой день зимой дольше, и зрители в зале хлопают, когда хотят. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
957
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
594
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1157
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1152

Другие новости