Если у человека есть смартфон, значит, у него есть и камера для съемки видеоконтента. Фото РИА Новости
Спрос рождает предложение, и с ростом популярности соцсетей появилась новая профессия – видеокреатор. Сегодня недостаточно быть просто видеографом, чтобы создавать классный контент, ведь соцсети и просмотры диктуют свои правила.
Видеокреатор – это, по сути, более современное название профессии видеограф, но есть важное отличие: если видеограф может работать над разного рода частными заказами, делать репортажную и событийную съемку, то видеокреатор специализируется в первую очередь на создании коммерческого контента для соцсетей. Эти сферы, конечно, часто пересекаются – область достаточно молодая и подвижная, поэтому происходит постоянное изменение терминов.
Сам рынок видеоконтента тоже стремительно развивается, в него много инвестируется, даже крупные мировые бренды часто меняют фокус с традиционных способов рекламы в сторону рекламы в социальных сетях, да и в целом уже давно иметь такие аккаунты для любого бизнеса – это база. А если есть аккаунты, то их нужно заполнять контентом. И его нужно много, очень много! Представьте, сколько всего бренды и инфлюенсеры всего мира постят каждый день. И ведь кто-то же его производит.
Развитие профессии видеокреатора напрямую связано с развитием социальных сетей, а конкретно – с их видеосегментом. Как только в соцсетях появились видео короткой формы, бренды поняли, что это очень хороший и недорогой, относительно ТВ-съемки реклам, способ раскрутки и поднятия продаж. Тогда же появился запрос на профессионалов, готовых выполнить эту работу недорого и – так как здесь важно успевать подстраиваться под тренды – быстро.
Полноценная съемочная группа с кучей людей на площадке не совсем подходила под данные критерии: во-первых, платить большой команде дорого; во-вторых, чем больше людей вовлечены, тем сильнее растягивается процесс подготовки, съемок и монтажа; в-третьих, формат предполагает относительную простоту в производстве. Тогда и появились люди, часто именно с опытом больших коммерческих съемок, которые были готовы сделать все быстро и качественно, взяв всю ответственность за проект на себя.
Видеокреаторы, как правило, не привязаны к агентствам или компаниям, а работают как фрилансеры. По сути, это человек-агентство: сценарист, режиссер, оператор и монтажер в одном лице. Поскольку видеокреатор работает один (или с небольшой командой), то на его плечи ложится все: и продумывание концепции, и работа с клиентами, и съемка, и монтаж, а также весь дальнейший постпродакшн. Конечно, иногда требуется помощь отдельных профессионалов (продюсер, чтобы организовать команду; саунд-дизайнер, колорист и т.д.), но все зависит от масштаба проекта и не является обязательным.
В профессию видеокреатора люди приходят из различных областей и с разным бэкграундом. Кто-то (как, например, я сам) пришел из кино и рекламы, имея образование в этой сфере. Кто-то приходит из ивент-тусовки, имея, например, опыт репортажной съемки. Но есть люди, которые, наоборот, приходят в профессию сразу и первые шаги делают именно здесь, чтобы потом перейти в кино, рекламу и работать на больших проектах. В этом и есть одна из главных прелестей профессии – порог входа достаточно низкий, чтобы стать видеокреатором, не нужно ничего: снял для знакомых видео в социальные сети на телефон – и готово. Однако назвать себя видеокреатором легко, а дальше начинается самое сложное и интересное – конкуренция в индустрии. Чтобы быть успешнее, иметь крупных клиентов и интересные проекты, нужно постоянно развивать свои навыки, изучать новые инструменты и всегда быть в курсе того, что происходит на рынке.
Видеокреатор – это человек-агентство: сценарист, режиссер, оператор и монтажер в одном лице. Фото агентства «Москва» |
Одно дело – придумывать креативные идеи, когда хочется и «есть вдохновение», а другое – когда это твоя работа и тебе каждый день нужно писать режиссерские тритменты (краткое описание проекта) и креативные концепции для клиентов, составлять мудборды (визуальное представление будущего дизайна) и подбирать референсы (изображения или объекты, используемые автором в качестве образцов или для вдохновения), при этом не сильно повторяясь, и не выгореть. На самом деле, это самая сложная часть работы лично для меня.
Говоря о софт-скиллах (личных качествах, нужных профессионалу), это в первую очередь грамотная коммуникация с клиентом и умение четко донести свои идеи. Мы работаем в креативной индустрии и часто пытаемся описать словами то, что представляем у себя в голове, однако другая сторона может понять это совершенно по-другому. Поэтому важно развивать этот навык и выработать механизм «объяснения» клиенту всего, что ты хочешь сделать.
Тайм-менеджмент – тоже очень важный навык. Если проектов мало, рабочий процесс происходит в комфорте и спокойствии, но при росте количества проектов можно начать спешить, нарушать дедлайны, забывать ответить на сообщения. Нужно понимать, что каким бы ты творческим ни был, это бизнес, и на кону стоят не только деньги клиента, но и твоя репутация – если ты постоянно делаешь ошибки, выберут другого. Есть еще один софт-скилл, который я бы тоже назвал «креативное мышление», но уже немного в другом смысле – не как возможность придумывать классные идеи, а как возможность решать возникающие проблемы (а их бывает много). Например, клиент почему-то не одобрил гениальный сценарий, над которым ты работал всю неделю, или кто-то из команды вдруг перестал отвечать на сообщения. Или камера почему-то перестала работать в разгар съемочного дня далеко за городом, или после месяца монтажа клиент вдруг захотел внести правки… Проблем возникает немало, и иногда хочется закрыть глаза и опустить руки, но важно не унывать и креативно найти выход из сложившейся ситуации. При этом опять же не выгорев и не испортив отношения с окружающими.
Рынок видеокреаторства еще имеет потенциал роста и развития. Это видно и по брендам, вкладывающим все больше и больше денег в свои рекламные кампании, и по социальным сетям, придумывающим новые инструменты удержания пользовательского внимания. Рынок постоянно меняется – меняются тренды и приоритеты рекламодателей, нужно быть в курсе всего происходящего в индустрии и быть гибким и открытым к новому. Есть вероятность, что появятся новые способы создания контента, и хорошо бы разбираться в этом, чтобы вовремя внедрить эти механизмы в свою работу и остаться на волне.
Например, искусственный интеллект – ИИ – главная инновация последних лет, которая стремительно развивается прямо сейчас. К этой технологии относятся по-разному: кто-то говорит, что ИИ с нами навсегда и заменит людей в индустрии, а кто-то – что это временное явление, «хайп», который скоро пройдет. На мой взгляд, это прекрасный вспомогательный инструмент. Я часто пользуюсь ИИ, чтобы обрабатывать и упорядочивать данные (например, таймлайны проекта или сметы), искать референсы и дополнять свои идеи. Иногда ИИ выручает на постпродакшне – например, для генерации закадрового голоса или музыки. Мне кажется, ИИ нужно воспринимать как дополнительные возможности в работе, а не как полноценного конкурента, который лишит всех профессии. Однако время покажет.