0
6001
Газета Стиль жизни Печатная версия

07.08.2024 17:39:00

В свободном полете. Дороги актера и режиссера Альгиса Арлаускаса

Павел Щербинин

Об авторе: Павел Петрович Щербинин – артист Московского Академического музыкального театра имени народных артистов К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, певец, член Союза журналистов Москвы.

Тэги: кино, актер, режиссер, альгис арлаускас, творческая судьба


кино, актер, режиссер, альгис арлаускас, творческая судьба Альгис Арлаускас в роли Кости Лукова в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82». Кадр из фильма «Спортлото-82». 1982

Шел я по жизни, шел,

К развилке дорог пришел.

Одна дорога – направо.

Другая дорога – налево.

А третьей дороги нет.

А прямо – дороги нет.

Камень лежит

у развилки дорог.

У камня стоит здоровенный

бульдог.

На камне сидит сова.

На камне такие слова:

«Направо пойдешь –

Славу и деньги найдешь,

Любовь потеряешь.

Налево пойдешь –

Любовь найдешь,

Славу и деньги потеряешь.

Прямо пойдешь –

Правду найдешь,

Славу, деньги и любовь

потеряешь.

Пропадешь».

Над камнем дорожный знак:

«Можно идти направо,

Можно идти налево,

А прямо нельзя никак,

А прямо нельзя никак.

Прямо дороги нет.

Прямо дороги нет».

Ворон на ветхой сосне

Прокаркал вежливо мне:

– Куда, мужчина, пойдешь?

Прямо пойдешь – пропадешь.

Хочешь, направо тебя

провожу?

Хочешь, налево тебя провожу?

Куда, мужчина, пойдешь?

Направо? Налево? Куда?..

– Прямо пойду! Туда!

– Прямо пойдешь –

Пропадешь!

– Авось не пропаду.

А пропаду так пропаду.

Зато правду найду.

– Но прямо дороги нет!

Но прямо дороги нет!

– А я ее проложу!

28-16-2480.jpg
Альгис Арлаускас (слева) и Павел Щербинин. 
Фото из архива автора
Эти стихи Нины Красновой как нельзя лучше служат эпиграфом к моей статье о моем любимом режиссере Альгисе Арлаускасе и к его жизни. Все, что касается Альгиса, началось для меня в 1983 году, когда мне было 11 лет и по всей Москве в кинотеатрах шел прекрасный музыкальный фильм «Любовью за любовь» по мотивам пьесы Шекспира «Много шума из ничего». Я был навсегда очарован музыкой великого Тихона Хренникова, и неизгладимое впечатление на меня произвела актерская игра Альгиса, вернее, проживаемость им судьбы одного из главных шекспировских героев – Клавдио. Настолько это было сильно по воздействию, что я до сих пор глубоко убежден, что имя Альгиса Арлаускаса неразрывно связано с графом, сошедшим со страниц пьесы Шекспира. С самой юности я являюсь почитателем многогранного таланта Альгиса Арлаускаса, большого режиссера и артиста. И кто бы мог мне сказать тогда, что придет время и мы с ним станем друзьями.

Альгис Иозасович Арлаускас родился 7 августа 1957 года. Окончил театральное училище имени Щукина и ВГИК. Был актером Московского ТЮЗа. С 1987 года – режиссер. Снимался в фильмах «Юнга Северного флота», «Спортлото-82». «Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова», «Любовью за любовь», «Право на выбор», «Петр Великий», «Анна-детективъ» и других. Режиссер более 20 документальных фильмов, педагог, художественный руководитель кинотеатральной школы АНИМА в Бильбао (Испания).

Я был потрясен одной из режиссерских работ Альгиса и до сих пор нахожусь под впечатлением. Речь о документальном фильме «Свободный полет», где Альгис затрагивает глобальную тему отцов и детей, общения детей с родителями, когда разговор отца с сыном – это диалог поколений. Альгис в этом фильме показывает своего сына в разном возрасте: подростка, зрелого юношу и молодого мужчину… С какой любовью и уважением отца к сыну снят этот фильм – шедевр, на мой взгляд! И как здесь уместна гениальная музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта! Альгис в «Свободном полете», как и в каждом документальном фильме, поднимается до серьезных философских обобщений, применяет постановочную съемку, репортажную, натурную и интерьерную съемки, использует архивные материалы, кинохронику и стремится донести до зрителя реальность и достоверность…

Я вновь и вновь возвращаюсь к его фильмам «Письмо матери», «Прикосновение» и ко многим другим документальным картинам, созданным мастером. Я не случайно взял эпиграфом стихи Нины Красновой. В них заложена очень серьезная тема: совестливый выбор человека, выбор пути и продолжение своей прямой дороги, смелость героя и бесстрашие в достижении цели. Все это относится к Альгису Арлаускасу. Именно документальное кино считается у профессионалов сложнейшим из всех жанров и видов, ведь материалом для съемок являются подлинные события и люди. Надо сказать, что произведения Арлаускаса – в основном драматические, лирические. И тут же везде у него – тема просвещения и глубокое исследование мира. Мастер объединяет все свои фильмы одной задачей: «Рассказать нам о мире, в котором мы живем» (Хью Бэдли).

Осенью 2017 года в Москве состоялся наш с Арлаускасом совместный творческий вечер в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова. Как Альгис умеет общаться с публикой, расположить ее к себе! На вечере демонстрировались фрагменты его работ, сцены из документальных фильмов, мои музыкальные клипы на основе его киноработ и моего вокального репертуара. Кажется, это было вчера. Судьба одаривает меня в нужный момент встречами с моими любимыми и дорогими мне во всех отношениях творческими личностями. У меня с Альгисом еще давно был разговор о его книге. И тогда он говорил мне, что это его давнишняя задумка. Но до ее реализации дело как-то все не доходило. И вот в 2024 году вышла книга Альгиса «От слов к делу». Это в первую очередь учебник для студентов и режиссеров документального кино. Альгис рассказывает о своей семье, о работе в театре и кино, о создании своих фильмов, о жизни богемы. Своим ученикам – режиссерам, сценаристам – Арлаускас советует:

«Никогда не начинайте работу с холодным сердцем! Заранее выбирайте темы, которые по жизни вам не дают покоя. Ставьте достойные сверхзадачи, затрагивайте важное, волнующее вас. И умело доведите все это до сердец зрителей. Уважайте себя, свой талант».

«Кино оперирует зрелым временем, напитанным огромным количеством связей. Это требует погружения и долгой, кропотливой работы». «Обработка материала (сюжеты, события жизни героя) идет на художественном, более затратном уровне».

«Помните об анализе, о чем вы хотите говорить? (тема), как? (форма), зачем? (сверхзадача)».

В предисловии к книге опубликовано письмо сестры Андрея Тарковского – Марины Арсеньевны. Она пишет о своем хорошем впечатлении после прочтения, считает ее ценнейшим учебником для творческих вузов, благодарит Альгиса за память, уважение к творчеству Андрея Тарковского.

Я счастлив, что у Альгиса Арлаускаса счастливая творческая судьба. Он реализовал себя в профессии. Его работы удостоены наград на международных и российских кинофестивалях. Он свободный художник. Учит молодых артистов, режиссеров мастерству, имеет возможность принимать или отклонять приглашения в съемках новых художественных фильмов, ставит спектакли. Режиссерский мир Альгиса Арлаускаса, на мой взгляд, стоит особняком от всех. И мы, почитатели режиссера и актера, будем пытаться разгадать его тайну. 


Читайте также


Москва в День города получила сразу несколько важных подарков

Москва в День города получила сразу несколько важных подарков

Елена Крапчатова

Троицкая линия метро, корпуса МГТУ им. Баумана и кинопарк «Москино» обеспечат столице новые возможности для развития

0
1027
На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

Алиса Сафонова

Фильм «Соседняя комната» завоевал «Золотого льва»

0
1108
Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Вера Цветкова

Когда реальность превращается в искусство

0
2541
Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Алиса Сафонова

Режиссеры отвечают на вопрос, как спастись в современном мире

0
3667

Другие новости