0
5451
Газета Стиль жизни Печатная версия

05.08.2024 17:33:00

Как Рена и Лелька нашли друг друга

Воистину главное не возраст, а состояние души

Нонна Верховская

Об авторе: Нонна Ивановна Верховская – искусствовед.

Тэги: юрий норнштейн, рена яловецкая, творческий союз


юрий норнштейн, рена яловецкая, творческий союз Веселый творческий тандем – Рена Яловецкая и Ольга Лазарева. Кадр из видео с канала Ольги Шарий на YouTube

Наверное, многие помнят сказку Евгения Шварца о потерянном времени – о том, как школьники, бездарно тратившие свое время, были превращены злым волшебником в стариков и старушек. А я вот встретилась в жизни с прямо противоположной метаморфозой, когда две почтенные седовласые дамы безо всякого колдовства, а только силой творческой энергии и жизнелюбия смогли превратиться в задорных девчонок-фантазерок.

Всю свою долгую жизнь (170 лет на двоих!) они прожили, не зная о существовании друг друга: пути их до последнего времени не пересекались. Рена Яловецкая, известный киновед, автор 12 книг рассказов и стихов, внезапно раскрылась еще и как художник, став иллюстратором своих книг. Уже первый ее рисовальный опыт был высоко оценен корифеем русской мультипликации Юрием Норштейном, заявившим, что она «рисует – как дышит», а «ее акварели звучат». И написавшим предисловия аж к трем ее книжкам.

149-8-1480.jpg
Уже первый рисовальный опыт Яловецкой
 был высоко оценен корифеем русской
 мультипликации Юрием Норштейном. 
 Фото из личного архива Рены Яловецкой
Первой самопроиллюстрированной книгой Яловецкой стали ее «Дуралеи» с шутливыми стихами для детей и взрослых – и с забавными рисунками на тему цирка. Страницы следующей книги под названием «Блуждающие чародеи» заполнили выразительные образы музыкантов-клезмеров (еврейские музыканты из Восточной Европы, игравшие в бродячих ансамблях на свадьбах и ярмарках. – «НГ»). После чего коллеги-литераторы стали обращаться к ней с просьбой проиллюстрировать и их творения – так появились на свет рисунки к сонетам Шекспира в переводе Германа Гецевича.

Иным был путь в искусство Ольги Лазаревой, некогда деревенской девочки Лельки по прозвищу Артистка, изображавшей на сенокосе в далекой сибирской деревне индийские танцы из обожаемого фильма «Бродяга». Сперва режиссерское отделение Ленинградского института культуры, потом курсы в ЛГИТМиКе, где ей так повезло с учителями – легендарным Георгием Товстоноговым и не менее легендарным Львом Додиным. Со временем Лазарева и сама стала преподавателем сценических дисциплин, а недавно у нее открылся литературный дар, родившийся из воспоминаний о послевоенном детстве, о котором она годами рассказывала своим внукам.

Считай, продолжение литературной традиции, идущей от Льюиса Кэрролла, Алана Милна и Астрид Линдгрен, когда импровизационные истории, рассказанные своим детям, разрастались до полноценных книг. Схожим образом появилась на свет и рукопись Лазаревой под названием «Лелькины страшилки из деревни Страшково», ставшая поводом для пересечения в пространстве этих двух обаятельных и очень творческих дам – Лазаревой и Яловецкой.

Знакомство их состоялось благодаря посредничеству молодого режиссера – выпускницы тех самых Высших режиссерских курсов, которые многие годы возглавляла в качестве проректора Рена Яловецкая. В результате чего новоиспеченная писательница попросила уже признанную иллюстраторшу сделать рисунки к своей первой книге, и та, ознакомившись с рукописью, с восторгом согласилась. А выпускница-режиссер сняла об этом творческом тандеме ролик для YouTube «Рена и Лелька», отразивший, помимо прочего, умение обеих смотреть на себя и окружающий мир с улыбкой и интересом. Ольга Лазарева, к примеру, выдала перед камерой свою фирменную, еще со времен Лельки, цыганочку!

149-8-3480.jpg
Гороховые стручки художница изобразила
 как корабли, на которых ребята плывут
 по полю, словно по морю. 
 Рисунок из личного архива Рены Яловецкой
Результатом творческого союза Рены и Лельки стала почти сотня рисунков одной к рассказам другой (по мнению автора книги – «готовая раскадровка»). Удивительным образом их творческие энергии совпали, удивительным образом обе видят мир полным добра и красоты; главное не возраст, а состояние души – точно про них.

Рене удалось передать атмосферу Лелькиного мира и весь круговорот приключений девятилетней девочки, рисунки ее изобретательны и метафоричны. К примеру, домотканый половичок в доме героини она изобразила как дорогу, открытую в большую жизнь, гороховые стручки – как корабли, на которых ребята плывут по полю, словно по морю. А сколько обаятельных образов животных художница расселила на страницах книги! Трогательная лошадь Майка, шкодливая корова Гладулька, любимая коза Манька, коварная курица Пеструшка, а уж разнохарактерных котов и собак не счесть.

Получается, что благодаря возникновению творческого тандема Лазарева–Яловецкая в нашей детской литературе появился новый образ – босоногой своевольной девчонки, неукротимой фантазерки и заводилы, эдакой Пеппи Длинныйчулок по-русски. И образ этот уже ждет своего воплощения в мультяшке. А возможно, и в целой серии анимации. 


Другие новости