0
6032
Газета Стиль жизни Печатная версия

28.07.2024 18:11:00

Зачем сегодня учиться, учиться и учиться

Актуален ли знаменитый девиз в эпоху позднего капитализма

Тэги: научное знание, систематическое обучение, поздний капитализм, общество потребления, успех, обнуляемый опыт, ненаучное знание, образовательные продукты


научное знание, систематическое обучение, поздний капитализм, общество потребления, успех, обнуляемый опыт, ненаучное знание, образовательные продукты Многие родители приобретают привычку бесконечной погони за идеальным «образовательным продуктом». Фото Виктора Бартенева/PhotoXPress.ru

Не так давно, еще в XX веке, когда мы говорили о знании и обучении, то подразумевали научное знание и систематическое обучение. Однако в эпоху позднего капитализма религиозное, магическое, любое ненаучное «знание» также активно конкурирует за внимание потребителя. Люди массово приобретают всевозможные обучающие курсы от «Как стать писателем за 2 месяца» до «Открываем денежные чакры». Разумеется, среди них есть и полезные, несущие научное знание. Но согласимся, что вебинары коучей, которые учат, как разбогатеть, ничего не делая, или как продвинуть личный бренд, куда популярнее лекций профессоров по истории литературы или молекулярной химии.

Научное знание уходит на периферию и заменяется «образовательными продуктами».

Это симптоматика эпохи позднего капитализма, «текучей современности» (термин З. Баумана), в которой нет целостной картины мира. И предлагаемые рынком наборы решений, по мнению покупателя, помогут ему вписаться в постоянно меняющийся мир, угадать с выбором профессии. В итоге появляется большая прослойка людей, которые постоянно учатся всему подряд, «прокачивают скилы», слушают экспертов и мотивационных гуру, подписываются на подкасты, вновь и вновь приобретая обучающие кейсы и лайфхаки в надежде, что эти «знания» откроют путь к себе, к гармоничным отношениям, к успеху и т.п.

В подобном знании нет критериев экспертности, нет иерархии. Каждый продавец «образовательного продукта» выступает экспертом. «Освой профессию мечты за неделю», «Напиши роман за месяц» – я знаю секрет, я добился и расскажу тебе как! В итоге побеждает тот эксперт, который является лучшим маркетологом. Сама идея знания размывается.

Одни навыки тут же сменяются другими. Человек не накапливает опыт, а живет в постоянном режиме обнуляемого опыта.

143-8-1480.jpg
Количество купленных книг стало важнее
степени усвоения и понимания материала. 
Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
Один из известных современных философов Бён-Чхоль Хан связывает этот «образовательный» бум с особенностями общества достижений, ориентированного на успех. Субъект такого общества старается достичь максимальной эффективности во многих областях одновременно, поэтому рандомно хватается за все подряд. Каждый следующий его опыт обнуляет предыдущий, не давая углубляться в предмет. И если систематическое обучение обеспечивает связанность опытного материала, помогая получить стабильное понимание о предмете, то познание посредством «образовательных продуктов» приводит к неврозам и выгоранию.

За позитивными девизами стремления к успеху и саморазвитию скрывается рынок, который понуждает человека к покупке все большего числа «образовательных продуктов». В итоге мы входим в долги, чтобы купить курс о том, как разбогатеть, изучаем «тайм-менеджмент», но не справляемся с многозадачностью, берем отпуск, но не можем отдохнуть, потому что продолжаем развивать себя, осваивая новые навыки: греблю или верховую езду.

При этом нас не покидает чувство недовольства собой. Это состояние вечной неудовлетворенности, подогреваемое идеальными образами из блогов инфлюэнсеров, понуждает нас вновь хвататься за очередной курс по самосовершенствованию своего интеллекта, внутреннего мира, тела (нужное подчеркнуть).

В эпоху позднего капитализма все сущее, включая знание, подсознательно воспринимается как капитал. Нам важна не степень усвоения и понимания материала, а количество купленных книг. Качество образования измеряется количеством потраченных на него средств. Собственная жизнь понимается как бизнес-проект, а человек как инвестор, бесконечно инвестирующий в собственное развитие. Или в развитие своего ребенка.

143-8-2480.jpg
Занятия с коучами куда популярнее
лекций профессоров.  Фото Unsplash
Огромное количество «образовательных продуктов» предлагает нам и школьная педагогика: «Как стать отличником за 1 месяц», «Выучи таблицу умножения за 2 дня!», «Научим читать за неделю» и т.п. Наверняка многое из этого полезно, и опытный педагог, прослушавший подобные курсы, сможет встроить приобретенные лайфхаки в систему обучения.

Но потребителями этих курсов часто являются дети, особенно находящиеся на семейной или заочной форме обучения. Родители сами предлагают им такой способ познания – за монитором, в череде меняющихся экспертов. В ходе такого обучения знания не выстраиваются в иерархию, а представляют собой бессистемный набор фактов и навыков, не связанных между собой. Приобретенный материал не закрепляется, не отрабатывается. Дети сызмальства приучаются постоянно «пробовать новое», «искать себя», а родители приобретают плохую привычку бесконечной погони за неким идеальным «образовательным продуктом», который наконец-таки заинтересует ребенка, замотивирует его на обучение, решит его проблемы с усидчивостью, успеваемостью, внимательностью.

Сегодня девиз «Учиться, учиться и учиться!» для многих равнозначен «Покупать, покупать, покупать!». Нам нужно постоянно учиться, потому что нужно постоянно приобретать.

В итоге формируется новый тип непрерывно обучающегося человека, принужденного к бесконечному образовательному движению, которое не приближает его ни к подлинному знанию, ни к самому себе, человека дезориентированного, невротизированного, выгоревшего, отчужденного от собственного существования. 


Читайте также


Константин Ремчуков. Хочет ли наше общество перемен. Об упрощенной повестке выборов и новых стандартах нормальности

Константин Ремчуков. Хочет ли наше общество перемен. Об упрощенной повестке выборов и новых стандартах нормальности

Константин Ремчуков

0
8193
Старорусский хиджаб и другие традиции

Старорусский хиджаб и другие традиции

Игорь Шумейко

Что обеспечило всемирный, даже в мусульманских странах, успех мультсериала "Маша и Медведь"

0
5035

Другие новости