0
5373
Газета Стиль жизни Печатная версия

22.07.2024 19:11:00

"Горький fest" – в Нижнем Новгороде, столице закатов

Ласточки в небе, старая орфография на вывесках и много-много кино

Вера Цветкова
Обозреватель "НГ"

Об авторе: Вера Леонидовна Цветкова – обозреватель «НГ», телекритик.

Тэги: нижний новгород, кинофестиваль, горький фест


139-8-2480-80.jpg
Константин Хабенский
на прошедшем в рамках фестиваля
благотворительном завтраке,
на заднем плане – Михаил Пореченков. 
Фото автора
Народная примета – если ласточки низко летают над землей, то скоро начнется дождь – в Нижнем не работает. Здесь они дни напролет носятся над головой стаями, при этом жара стоит египетская и дождями даже не пахнет. Помнится, в свое время в рязановской «Бесприданнице», в которой действие тоже происходит в приволжском городке, меня страшно раздражали бесконечные стаи птиц в кадре. Оказывается, чистая правда, а не режиссерский каприз.

Восьмой год в июле в Нижний Новгород съезжаются кинематографисты на фестиваль нового российского кино «Горький fest». Его темой в этот раз стали сказки для детей и взрослых (они, как известно, нынче самый востребованный киножанр). Соответственно открытие-закрытие фестиваля были обыграны в сказочном духе – закадровые голоса Константина Хабенского и Ани Чиповской «сказы сказывали» и обещали «диво-дивное». Дискуссии носили названия в духе «Время сказок: откуда взялся и как долго продлится сказочный тренд», а мастер-класс написавшего сценарии «Триггера» и «Слова пацана…» Андрея Золотарева назывался «Сказочные приемы и кинодраматургия».

Где собравшиеся услышали, что сказки, как выдержанное вино, дошедшее до нашего времени, актуальны и посейчас: «Я не знаю, чем сказка отличается от прочих жанров – те же конфликты, просто в волшебных декорациях». Особо понравилось высказывание Золотарева на предмет – у нас спортивная ли, сказочная ли тематика, первые, смелые и амбициозные, делают классный продукт, за ними приходят середнячки со своими творениями пожиже, а далее идет плотва, которая начинает рубить капусту – и вот уже снято 20 фильмов подряд на тему, к примеру, спорта. «Индустриально это норм, а для зрителя это выглядит так, что кино деградирует».

Конкурсная программа – 20 короткометражных и полнометражных фильмов, а еще внеконкурсная, а еще спецпоказы и сопутствующие мероприятия (в итоге получилось 146 кинопоказов на 60 площадках!) – не то чтобы много времени оставалось на знакомство с городом, но мы старались.

Дореволюционные особняки на Большой Покровской – местном Старом Арбате – немногим уступают питерским, особо впечатляет комплекс зданий Государственного банка, построенный по проекту архитектора Покровского (кстати, обошедшего в конкурсе Щусева и Шехтеля) в неорусском стиле; эскизы для внутренних интерьеров сделал художник Иван Билибин. Что интересно, начиная с 1913 года и по сей день комплекс используется по назначению, сейчас в нем находится Волго-Вятское управление ЦБ России (а пару раз в году даже проводятся дни открытых дверей). И тут, и на вывесках других действующих организаций – надписи с буквой «ер» (Банкъ, Судъ и пр.). Вообще все надписи в Нижнем – эмоциональные и юморные. На стене одной из школ, например, значится: «Вселенная не будет разбираться, кто у кого списывал. Вселенная поставит оценку на двоих».

139-8-1480.jpg
Это не сказочный терем – это построенный
в 1913 году банк, использовавшийся с тех пор
только по прямому назначению; с
ейчас в нем находится Волго-Вятское управление
ЦБ России. Фото автора
Деревянный квартал церкви Трех Святителей построен в середине 30-х годов XIX века, сейчас это 28 сохраненных деревянных домов, признанных объектами культурного наследия. В одном из них жил писатель Короленко, в другом – Горький, а гостивший у него Шаляпин ежевечерне пел вот с этого балкона. По контрасту – усадьба купцов Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной: конечно, не дворец Юсупова, но очень в ту сторону – один бальный зал с лепниной, живописью и узорчатым паркетом чего стоит! Или зеркальный коридор над парадной мраморной лестницей, где два огромных зеркала, поддерживаемых атлантами, создают иллюзию бесконечности.

Оказывается, Нижний Новгород носит статус «Культурной столицы 2024 года», чему я совсем не удивлена.

Возвращаясь к фестивалю. Конкурс открыла драма «Ячейка общества» Алены Званцовой (сценариста «Оттепели» и режиссера «Небесного суда») – мне показалось, что фильм этот об инфантилизме молодых и о вреде ранних браков. Ну, правда – ребятам по 25 лет, у них чудесная дочка, а они несчастны: он озабочен тем, чтобы обеспечить семье достойный уровень жизни, камера то и дело фиксирует разрастающиеся очаги псориаза на руках, а она заявляет, что ее жизнь закончилась тогда, когда она забеременела. Сама Званцева утверждает – фильм еще об искушении и о том, что мы часто не замечаем рядом прекрасного человека и смотрим на сторону: «Тот же Каренин в принципе был прекрасным чуваком, с которым Анна поступила незаслуженно».

Так совпало, что одновременно на другой площадке прошел спецпоказ очень интересной работы – экспериментального документально-художественного сериала «Тайны Карениной» режиссера Ивана Юдина. Такого по приемам – и глубине погружения в материал – мы еще не видали.

001-t.jpg
Актриса Аня Чиповская
на сказочном квизе. Фото автора
Очень сложная композиция: актеры якобы проходят пробы в экранизацию знаменитого романа, на что накладываются их закадровые споры в курилке и фрагменты многочисленных экранизаций «Анны Карениной». Также в кадре комментируют историки, психологи, музейщики, праправнучка Фекла Толстая и автор «Подлинной истории Анны Карениной», по которой, собственно, и снят сериал, Павел Басинский: все ищут причины, мотивы и виновных в самоубийстве Анны. Пять актрис пробуются на ее роль, они пронумерованы – одна прототип дочери Пушкина, другая – сестры Толстого, третья – сестры его жены и пр., а нейросеть собирает обобщенный портрет героини, составляя его из лиц актрис и их прототипов. На прошлой неделе на Kion и Wink вышли первые две серии, в среду, 24 июля, выйдут еще две.

Самое сильное киновпечатление, пожалуй, все же от полнометражного «Короля Лира» Сергея Потапова: опять феномен якутского кино. Фильм странный, артхаусный и абсолютно непрокатный. Только представьте: он снят в реальном доме престарелых и начинается с кастинга жильцов на «Лира»! Местом действия шекспировской трагедии стали локации пансионата. Нелегкое смотрение, но это кино точно не забудешь, как и мощную игру артиста Михаила Семенова – Лира.

Жюри – режиссеры Юрий Мороз и Анна Меликян, актриса Юлия Александрова, оператор Денис Аларкон Рамирес, композитор Райан Оттер и кинокритик Василий Степанов (а неизменный президент «Горький fest» – актер Михаил Пореченков) – признало драму «Король Лир» лучшим фильмом фестиваля. Приз же зрительских симпатий получила смешная короткометражка «Разъезд» об отстаивании своих прав (игру в ней Марии Смольниковой жюри признало лучшей актерской работой).

002-t.jpg
В момент технического сбоя
актер Максим Стоянов заполняет
паузу поэзией.Фото автора
Диплом «За яркий дебют» присудили драмеди «Атыкуда» Ксении Андриановой по сценарию Паулины Андреевой и Евгения Сангаджиева. Молодой начинающий артист едет из Москвы в Петербург на пробы в новый фильм знаменитого режиссера. Неожиданно в поезд один за другим садятся трое его известных коллег – выясняется, что и они едут туда же. Всю дорогу актеры-нарциссы меряются своей популярностью – внутрицеховая сатира удалась, зал на просмотре ухохатывался.

Надо заметить, «Атыкуда» снимался для фонда Action Светланы Бондарчук, то есть все работали бесплатно; подобные фильмы приобретают богатые люди, а вырученные средства идут на помощь больным детям. В один из дней на фестивале прошел благотворительный завтрак фонда, на котором с разрешения правообладателей были показаны несколько очаровательных короткометражек со звездами. Особенно понравилась лента, снятая генпродюсером «Горький fest» Оксаной Михеевой «Проси, что хочешь» (кстати, проданная за 5,5 млн) с Владимиром и Агриппиной Стекловыми – о том, как сверхзанятая дочка дарит одинокому отцу колонку «Алиса» и что из этого получается.

003-t.jpg
Член жюри актриса
Юлия Александрова с малиной,
подаренной зрителями.
Фото автора.
А в один из вечеров в Нижегородском кремле – какие же потрясающие оттуда закаты можно наблюдать! – в рамках фестиваля прошел благотворительный аукцион в пользу фонда Константина Хабенского. Поприсутствовавшего на завтраке чужого фонда, но отсутствовавшего на своем аукционе, ибо его принципиальная позиция – не «давить лицом».

Красивейшими закатами любовались мы и с колесного парохода, на котором плыли мимо Стрелки (место слияния Оки и Волги) с монументальным собором Александра Невского, Чкаловской лестницы, соединяющей Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные, Вознесенского Печерского монастыря XIV века, стадиона на 45 тыс. человек и т.д.

004-t.jpg
"Фирменный" нижегородский закат.
Фото автора.
А в один из вечеров на фестивале состоялся сказочный квиз, когда все поделились на команды и очень быстро пришлось отвечать на всякие-разные киновопросы. Наша команда журналистов, назвавшаяся «Сказочными тварями», заняла второе место, третье место досталось команде звезд (со стороны их стола то и дело раздавалось: «Я же говорил!!!»; особо неистовствовал Паша Табаков), а на первое место вышла команда пиарщиков. Все правильно, пиар нынче рулит! 

Новгород – Москва


Читайте также


Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Вера Цветкова

Когда реальность превращается в искусство

0
1630
Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Алиса Сафонова

Режиссеры отвечают на вопрос, как спастись в современном мире

0
2917
Венецианским кинофестивалем овладела ностальгия

Венецианским кинофестивалем овладела ностальгия

Алиса Сафонова

Смотр открылся фильмом Тима Бертона «Битлджус Битлджус» 

0
2902
Театры вышли на московские бульвары...

Театры вышли на московские бульвары...

Марина Гайкович

Российские певцы лидируют на конкурсе Образцовой, на Шукшинском кинофестивале не присудили Гран-при

0
5142

Другие новости