0
5837
Газета Стиль жизни Печатная версия

14.07.2024 17:08:00

Вечный город вобрал в себя все слои современности

В Москве можно увидеть Рим, который происходит снова и снова

Тэги: москва, волхонка, пушкинский музей, выставка, три времени рима


москва, волхонка, пушкинский музей, выставка, три времени рима Рим изображало много художников, но каноническими стали гравюры Пиранези («Вид на Пьяцца делла Ротонда». Лист из серии «Виды Рима», 1751). Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва этим летом не отпускает. И почти все дороги этим летом ведут в Москве в Рим, а точнее – на Волхонку, 12, в Пушкинский музей, где Рим представлен во всей красе и многомерности. В античном мраморе, на древних монетах, повернутых к зрителю именно реверсом (чтобы была видна изображенная на них архитектура), а также на многочисленных гравюрах, среди которых, конечно, есть и работы Пиранези.

Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко» (до 15 сентября) сделана не только с академичной строгостью, на которую указали многие арт-критики, но еще и с любовью к каждой детали, с явным наслаждением от возможности наконец-то все это собрать в одном месте и показать, причем именно так – как веху: для истории, для искусства, для самого музея.

Ведь Рим – это буквально крупнейшее на планете целостное произведение искусства, о чем вновь и вновь напоминают то в интервью и лекциях, то в сопроводительных материалах кураторы: директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, архитектор Максим Атаянц, предоставивший для выставки гравюры из своей коллекции, а также научные сотрудники Эрмитажа Василий Успенский и Александр Конев.

И в этом произведении искусства соединились как руинизированная античность, так и разные версии последовавшей затем «современности», которые наслаивались одна на другую.

Одна из версий «современности» была, кстати, сначала такой – тут лучше всего подойдет цитата из еще одного романа о Средневековье Умберто Эко «Баудолино»: «Когда я вернулся и был всеми расспрошен, что хорошего в Риме, – как ты считаешь, можно ли было в ответ доложить, что из всех красот только и имеется в натуре, что бараны между руин и руины между баранов? Мне бы даже не поверили. Так что я перепел все байки о чудесах, которых перед этим наслышался, и еще припел от себя».

Как раз Средневековья со всеми его перипетиями в названии выставки, в перечислении эпох-стилей и нет. В Средние века некогда мощный античный мегаполис с населением около миллиона человек сжался до нескольких кварталов вблизи Тибра: акведуки были разрушены, людям пришлось переселяться ближе к воде. 

В этих кварталах проживало, а точнее, выживало уже лишь около трех десятков тысяч человек – город поддерживался отчасти благодаря паломникам, точками притяжения для которых были христианские святыни. Сосуществуя рядом с античными руинами, обживая их, местные жители использовали древние камни с вполне утилитарными целями – то для нового строительства, то чтобы пережигать на известь.

Восстанавливать же город, памятуя о былом величии и вырабатывая принципы архитектуры обновленного Рима, произрастающего из античного, начали потом – в эпоху Возрождения. Уже другая версия «современности» – с несколькими масштабными стройками: это и ансамбль Капитолийской площади, спроектированный Микеланджело, и базилика Святого Петра, ставшая долгостроем на 120 лет и сначала воспринимавшаяся как еще одна, теперь уже новая руина.

Но, как это принято говорить, даже вековая стройка – на время, а собор Святого Петра, обелиск, специально передвинутый в центр перед базиликой (сложная инженерная задача), и особым образом обустроенная перед собором уже в период барокко площадь – навсегда. Свидетельством чему будут в том числе те гравюры и рисунки, на которых этот ансамбль изображался в разных стадиях рождения и в разное время суток.

Следующая версия «современности» и самый опасный раздел выставки с точки зрения того, сколько времени можно потратить на осмотр, – это как раз и есть триумфальное барокко с его переформатированием городского пространства: храмы, дворцы, фонтаны (вода как роскошь, доступная теперь любованию каждого), статуи, многочисленные обелиски, площади, диктующие, на что и почему смотреть, улицы, ожидающие шествий, – и все это поражает своей энергией, экспрессией, движением то вверх, то вдаль, то вширь. Рим как «икона космоса».

8-1-2-t.jpg
Уличные сценки вокруг грандиозной
архитектуры теперь попадают в
фотообъективы многочисленных туристов.
Фото Reuters
Но также он стал квинтэссенцией и города как такового. Одновременно упорядоченного, довлеющего, властвующего («пропаганда в архитектуре») и все же хаотичного: пропаганда пропагандой, а своре собак ничто не мешает смешаться с толпой, состоящей из зевак, бродяг, гуляк, трудяг, торговцев снедью и вещицами, да и знатных особ. 

И все эти представители эпохи, занятые в большом городе насущными делами, не сопоставимыми по масштабу с грандиозностью окружающей их архитектуры, дошли своими маленькими шажочками до современных нас. Став частью стаффажа настолько детализированных гравюр, что даже одну – да, одну – можно рассматривать буквально час.

Как сообщают кураторы, в XVI–XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира: тиражируемые в гравюре иллюстрации разлетались по всей Европе. Это как раз и позволило уже теперь нам покадрово отслеживать изменения и городского пространства, и населявших его людей, переключаясь между разными скоростями, обращаясь то к вечности, то к повседневности с происходящими в ней событиями, цена которым всего одно мгновение на фоне многовековой истории города.

Вот, извольте, фейерверк над замком Святого Ангела потревожил одну из лодочек на Тибре. А тут уличные театральные представления взбудоражили прохожих. Здесь не могут разъехаться кареты – пробки, знаете ли. 

А это художник – сам же автор рисунка – расположился на руине, чтобы запечатлеть, как зловеще ползет тень Пантеона по соседним зданиям, да только двое наблюдателей за творческим процессом решили загородить ему обзор и дать пару полезных советов. Прилежные художники, кстати, не скупились не только на скрупулезность, восхищение и умиление, но и на юмор. 

И все события происходят здесь и сейчас, снова и снова – и будут происходить вновь и вновь. Так что Рим, представший на гравюрах, пусть эта фраза и затерта от бесконечного использования, действительно Вечный город еще и в этом смысле.



Читайте также


Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
1998
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
3017
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2202
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2116

Другие новости