0
6132
Газета Стиль жизни Печатная версия

04.07.2024 18:05:00

В Угличе культивируют альтернативные музеи

Зонт из рыбы, шкаф с царскими черевичками и фляга из шкуры нерпы

Светлана Хохрякова

Об авторе: Светлана Ивановна Хохрякова – кандидат искусствоведения, кино- и театральный критик.

Тэги: углич, альтернативные музеи, сыроделие, николай верещагин, рысистое коневодство


углич, альтернативные музеи, сыроделие, николай верещагин, рысистое коневодство Изготовленный в Японии зонт из кожи рыбы похож на зонтик гейши.

В Угличе, богатом на исторические памятники, немало альтернативных небольших музеев. Скорее их много для такого маленького города: музей гидроэнегетики, велосипеда, тюремного искусства, мифов и суеверий русского народа... Они на каждом шагу и созданы силами энтузиастов зачастую без всякой другой поддержки. Ради них многие сюда и приезжают.

Недалеко от Кремля расположен музей городского быта XIX века. Прежде в этом необычном здании находилась городская публичная библиотека, созданная местным купцом и меценатом Евреиновым, а еще раньше – чайная купца Кашинова. Теперь здесь воссозданы интерьеры этой самой чайной XIX века. Обстановка уютная, заповедная, на время спасающая от городского шума и суеты. В одном из залов, а их всего два, воспроизведены торговые ряды, витрины той поры, представлены посуда, упаковка, весы, даже обувь (с которой детальнее можно познакомиться в расположенном неподалеку музее кожи), в другом – интерьеры квартиры жителя Углича среднего достатка с изумительными старинными вещицами. Сохранились образцы мебели, обстановка гостиной, комнаты для прислуги.

Музей кожевенного ремесла, расположенный в старинном особняке на берегу Волги, напоминает лавку старьевщика – живую, действующую, в которой можно обнаружить весьма интересные вещицы. Например, изготовленный в Японии зонт из кожи рыбы, о чем, глядя на него, никогда не догадаешься: похож на обычный зонтик гейши. В музее есть шкуры крокодила, кожа лапок индюка... Целая коллекция обуви XIX века вплоть до царских черевичек и трогательных детских туфель выставлена в старинных шкафах. С которыми соседствуют ортопедический женский корсет, тончайшие перчатки, портсигар XIX века, фляга из шкуры нерпы. По просьбе посетителей шкафы открывают, и тогда можно внимательно разглядеть все детали и потрогать сапожок, прошитый деревянными гвоздями.

127-8-2480.jpg
Музейные лошади миролюбиво уживаются
с козами и другими животными.
Казалось бы, откуда в Угличе кожа и почему там процветало кожевенное ремесло? Первое упоминание о нем можно найти в свидетельствах XVI века; что-то закупали на ярмарках, привозили извне... Как рассказывают в музее, в городе был колбасный завод, а значит, и шкуры домашних животных, которые шли в обработку. На территории посада и в слободе за Троицким ручьем располагалось множество кожевенных мастерских, где не покладая рук работали сапожники и сыромятники. В начале XIX века в Угличе было целых десять кожевенных заводов, семь из которых принадлежали купцам Кожевниковым, чьи предприятия занимали целые кварталы. (Интересно, люди выбрали для себя дело, исходя из фамилии?)

В этом году в Угличе открылся новый музей – «СырКультПросвет», посвященный истории сыроделия в России. Первые упоминания об этом продукте относятся к новгородским берестяным грамотам: сыром в те давние времена даже платили дань. В музее не так уж много раритетов, гораздо больше современных интерактивных стендов, рассказывающих о разных видах сыра, его географии и производстве. В Угличе артельные сыроварни появились в XIX веке и дали толчок развитию отрасли.

В экспозиции представлен серебряный набор для закусок, в который входят ножи для сыра и масла, лопатка для икры, вилка для сардин; датируется он 1908–1917 годами. Согласно французской традиции, дворянский этикет второй половины XIX века предполагал подачу сыра в конце обеда. А русская, сложившаяся позднее, предписывала угощение сыром перед обедом. Вместе с которым на отдельных столиках подавались икра, хлеб и несколько сортов водки.

Один из самых любопытных разделов посвящен брату художника Василия Верещагина – основоположнику русского сыроделия Николаю Верещагину. Первую артельную сыроварню он открыл в 1866 году. Новому для себя делу обучался в Швейцарии. Еще Верещагин организовывал выставки молочного скота, две из них прошли в Москве и Петербурге в 1878 и 1899 годах. Продукцию собственного производства, включая сыр, Николай Верещагин выставлял на художественно-промышленных и сельскохозяйственных выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Харькове. А производил он французские сыры, например, мягкий сыр из коровьего молока бакштейн...

127-8-3480.jpg
Интерьер квартиры жителя Углича среднего
достатка в музее городского быта XIX века.
Фото автора
В 1900 году Верещагин принимал участие в организации русского молочного отдела на Всемирной выставке в Париже, где его экспонаты получили 59 (!) наград. Он разработал проект перевозки скоропортящихся продуктов по железной дороге – благодаря его стараниям появился первый изотермический вагон. Расписание поездов, прибывавших с маслом в порты, составлялось с учетом графика судовых рейсов и биржевых рынков Лондона и Гамбурга.

Под покровительством Верещагина добился успехов на той же стезе молодой и талантливый Александр Чичикин. По окончании земледельческой лесной академии он стажировался в Париже, а вернувшись в Россию, открыл первый магазин, где продавали молоко.

На музейных стендах подробно представлен советский период в открытках 1950–1960-х годов, на которых Буратино рекламирует плавленые сырки отечественного производства, и в каталоге «Советский сыр». Есть образцы старого оборудования, есть мозаичное панно космической тематики, напрямую связанное с тем, что вместе с Юрием Гагариным в 1961 году в космос отправился и сыр.

Небольшие музеи иногда возникают в силу непредвиденных обстоятельств, когда людям важно реализовать свои творческие способности в непростой момент жизни. Недалеко от Углича в селе Троицкое, где стоит основанный в 1492 году старинный храм Святой Троицы, появился музей лошади. Соседство с церковью оказалось интересным. Шесть рысаков, прежде проживавших на московском ипподроме, недавно использовали при проведении крестного хода.

В музее собраны старинные упряжки, телеги, дроги, розвальни, снаряжение для лошадей. Все это можно не только рассмотреть, но и потрогать – никаких музейных витрин нет. Все о лошади здесь может рассказать двукратная чемпионка России по фигурной езде на русской тройке Анна Рахманина, чья любимая тема – орловские рысаки. Пару лет назад Анне пришлось попрощаться с московским ипподромом, которому она отдала многие годы. Она и ее сподвижники считают, что борьба за сохранение истории и культуры целой отрасли рысистого коневодства оказалась проигранной. Зато родилась идея музея, где не только на стендах можно все узнать о лошади, но и пообщаться с ней вживую. Удивительно, но лошади здесь миролюбиво уживаются с козами, курами, гусями и верблюдом, разгуливая, казалось бы, несовместимыми парами по околомузейной территории. Как мало мы еще знаем о них… 


Другие новости