0
7109
Газета Стиль жизни Печатная версия

23.05.2024 17:30:00

Самарканд родом из СССР, а Бухара – из "Белого солнца пустыни"

В ДНК Узбекистана генетически прописано принимать гостей и не бояться чужаков

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: путешествие, узбекистан, самарканд, бухара


99-8-1480.jpg
Медресе Абдулазиз-хана
XVII века в Бухаре:
входная группа
беспрецедентна по цветовому
решению и исполнению.
Фото автора
Это мой третий и последний текст про Узбекистан. Эта страна словно могучая пружина, дремлющая под слоем песка вечной пустыни, и, конечно, я не успел прочувствовать ее полностью, да и не было такой возможности. Пройти тысячи километров и тысячи лет Шелкового пути за неделю абсолютно нереально.

Бухара – огромный старый город, в нем большое количество достопримечательностей разной степени интересности. Но в связи с тем, что они раскатаны по поверхности, это словно японская коробочка бенто, в которой в разных ячейках лежит всякой снеди понемножку. Чуть-чуть того, немножко сего. Вот улочка, там площадь, здесь минарет, а это в детской коляске везут хрустящую выпечку. Чудно – они правда тут возят еду в детских колясках. Представляю диалог в магазине при выборе цвета: «Вам для мальчика? Для девочки?» – «Для самсы».

В отличие от Самарканда, в котором сохранились мировые архитектурные шедевры по-настоящему высокого уровня, в Бухаре все немножко пожиже, но всего этого поболе и от этого ровно интересно. Отчетливо запомнилась лишь одна достопримечательность, чья входная группа беспрецедентна по цвету. Медресе Абдулазиз-хана XVII века: тонко, разнообразно, нежно. Мастерам удалось перенести тончайшую живопись, свойственную исламской книжной миниатюре, в архитектуру, и при этом она не потерялась, как это бывает при совмещении разных направлений искусства. К сожалению, снимки совершенно не передают очарование этого здания...

Путешествие получилось настолько сочным по цвету, что выбрать несколько снимков для иллюстраций в попытке передать все богатство фактуры очень сложно. Здесь достаточно сдержанная по цвету пустыня, пронзительное голубое небо, а все искусство очень яркое. Ковры, керамика, украшения, ткани – все такое, как бы сказать, жизнеутверждающее. Не скандинавская депрессуха с цветовой гаммой, как в кабинете у психоаналитика, а ровно наоборот. Причем в большинстве своем используются натуральные краски, вследствие чего все гармонично по цвету. Вроде ярко, но не «свистит».

99-8-2480.jpg
Художник-керамист из Самарканда,
расписывающий свои миниатюры
прямо на улицах города.
Фото автора
В Самарканде наследие СССР чувствуется в большей мере, в Бухаре – в меньшей. В Бухаре на улицах много традиционно одетых мужчин (для того чтобы представить, как они выглядят, надо произнести слово «басмачи» – и вы сразу поймете). Такие бородатые сухопарые дедушки или, наоборот, пузатые мужики в овечьих шапках и тюбетейках – у многих подозрительно оттопыриваются полы халатов, словно у них там спрятаны обрезы и маузеры времен Гражданской войны. Так что Самарканд – это город родом скорее из СССР, а Бухара – оазис из «Белого солнца пустыни». Выбирайте, какая эстетика вам ближе, но они настолько разные, что непременно нужно посмотреть и то и другое.

Уровень архитектуры Самарканда, очевидно, столичный, имперский (ну в данном случае скорее амирский), а в Бухаре – такой купеческий. Недаром тут сохранилось много караван-сараев – по сути, гостиниц, развлекательных центров тех времен, в которых размещались караваны, шествовавшие через полмира из Китая в Европу и наоборот. Остановиться, поесть, пополнить запасы и развлечься. Это были такие вавилоны, на которых на небольшом участке земли пересекались совершенно разные культуры, и нужно понимать, что в те времена не было никаких игр в толерантность и демократию. Но как-то они находили общий язык и сосуществовали друг с другом? Было бы неплохо нам поучиться этим забытым навыкам коммуникации.

Взял в руки общественную туалетную бумагу. Нужно было бы купить такую и привезти в Москву показать – пощупать. Жалуетесь, что у нас теперь в связи с санкциями двухслойная? А тут просто наждак! Это даже не газета, это обложка журнала. Вот помните ощущения от советских обоев – все мы родом из СССР, все держали в руках эти рулоны и сами их наклеивали. Так вот туалетная бумага здесь – как наши обои. Или гофрокартон.

001-t.jpg
Фото автора
Еще одна зарисовка в продолжение темы эха-ушедшей-страны. Захожу в какой-то магазинчик, и владелец здоровается со мной по-английски, а я отвечаю ему на русском. Он изумляется и прижимает открытую ладонь к сердцу: «Извините меня, пожалуйста, я ошибся, подумал, что вы иностранец». Тааак мило! Получается, я русский, значит, не иностранец. Просто до мокрых глаз пробило. Значит, есть еще, живы струны, которые связывали народы великой страны. Введены визы, розданы паспорта, возведены стены, а на уровне людей никакие мы не иностранцы. Вот это ключевое понятие, которое я почувствовал здесь, – я здесь свой. Да, понятно, есть различия, понятно, что шутим про басмачей и в 90-е процесс распада/развода был сложным, болезненным и даже кровавым. Но все равно вот это ощущение: «Здравствуйте, уважаемый, добро пожаловать!» – оно есть, оно живо, и его чувствуешь на базовом, рептильном уровне. Шухов возвел первую башню, мы провели водопровод, помогли построить железные дороги, школы и мосты. Мы – важная часть истории этой страны и по-прежнему ею являемся. И наши флаги на фасадах гостиниц висят рядом. И лишь потом через запятую, европейские и американский.

Вот это ощущение, что мы рядом, не покидало всю поездку.

Еду на такси, навигатор мурлычет на местном: «Бла-бла-бла светофор чебурлишь, бла-бла-бла светофор чебурлишь» – вот так и выучил, как будет по-узбекски слово «поворот»: бурилишь. Какое мелодичное слово! Как-нибудь в московском такси блесну познаниями узбекского ПДД: «Уважаемый, давай уже второй бурилишь на Садовое кольцо».

Уровень строительства просто удручающий. Все вкривь и вкось. У них вообще уровень, которым проверяют параллельность линий, в магазинах продают? Или он запрещен в стране и на таможне его конфискуют, чтобы граждане Узбекистана не узнали, что важные линии в архитектуре и дизайне должны быть параллельны? А то тут просто до смешного доходит, право слово. Купил в Самарканде зонт, расширяющийся, как наша Вселенная, одновременно во всех направлениях. Приблизительно так здесь и строят.

На Шуховской башне – таблички с направлениями: «До Таиланда 4500 км» и т.п. С удивлением узнал, что город-побратим Бухары – наш Нижний Новгород. Для меня очевидно, что если выбирать город-побратим, то для Бухары это должен быть Бухарест.

002-t.jpg
Фото автора
У большинства взрослых жителей золотые зубы. Поначалу это выглядит странно, но постепенно привыкаешь. Интересно, золотой запас страны учитывает эти стоматологические накопления? У них здесь стоматологи по совместительству ювелиры, получается? А прежде чем зубы вставлять, они его как-то выбирают? Ставят пробу? А пломбы? Тоже из драгметаллов? «В этом сезоне все делают пломбы из платины». – «А есть что-то бюджетное?» – «Есть. Серебряные коронки. Но с ними в приличном обществе лучше не улыбаться».

Замечу, вся эта ирония абсолютно искренняя. Мне правда тут понравилось. Узбекистан – оседлая цивилизация в отличие от кочевых народов, они всегда тяготели к большей оседлости, и соответственно их айдентика породила более плотный культурный слой, и это по-прежнему чувствуется. Конечно, было бы здорово побольше современного прочтения богатого визуального багажа, который накопила эта цивилизация. С осмыслением пока туговато. Но в целом ярко, сочно, хрустяще, обжигающе горячо и вкусно! Это не обыгрывание 50 оттенков серого, которыми занимаются скандинавы-интроверты. Это культура, зачерпывающая полной горстью все краски цветовой палитры и бросающая в чан с сегодняшним ужином все пахучие специи, привезенные караванами, пришедшими из далеких стран.

003-t.jpg
Фото автора
В ДНК Узбекистана прошито быть перевалочным пунктом откуда-то-куда-то. Им генетически прописано принимать гостей и не бояться чужаков. Потому что те всегда шли мимо, всегда становились их частью – на пару дней, на пару недель или оставались здесь, среди этих барханов, навсегда. Узбекистан – страна, которая приветствует нас, приложив открытую ладонь к сердцу, и я рад, что почувствовал здесь те важные нити, которые, как оказалось, по-прежнему связывают нас. Несмотря на все различия, на бурилишь и на басмачей – у нас есть общая история, и я рад видеть наши флаги, висящие вместе. 





















Читайте также


Мирзиёев обсуждает в ОАЭ инвестиции в зеленую энергетику

Мирзиёев обсуждает в ОАЭ инвестиции в зеленую энергетику

Виктория Панфилова

0
1655
Узбекистан, Киргизия и Таджикистан закончили территориальные споры

Узбекистан, Киргизия и Таджикистан закончили территориальные споры

Виктория Панфилова

Премьер-министры трех стран заявили о возобновлении экономических связей

0
4116
США включили зеленый свет Узбекистану на членство в ВТО

США включили зеленый свет Узбекистану на членство в ВТО

Виктория Панфилова

Президент Мирзиёев обещает поддержку национальному бизнесу

0
1713
США обеспокоены строительством АЭС в Узбекистане

США обеспокоены строительством АЭС в Узбекистане

Виктория Панфилова

Центральную Азию запугивают геополитическими рисками сотрудничества с РФ

0
10048

Другие новости