0
6152
Газета Стиль жизни Печатная версия

06.05.2024 18:02:00

Астероиды и гравитационный трактор

Возможно, самое время вспомнить библейское пророчество: "Придет день, пылающий, как печь"

Игорь Мощицкий

Об авторе: Игорь Иосифович Мощицкий – драматург.

Тэги: калифорния, обсерватория, комета, шумейкер леви 9, юпитер, столкновение, сценарий фильма, челябинский метеорит


калифорния, обсерватория, комета, шумейкер леви 9, юпитер, столкновение, сценарий фильма, челябинский метеорит Фотокорреспонденты над куском челябинского метеорита, поднятого со дна озера Чебаркуль. Фото Reuters

В Паломарской обсерватории Южной Калифорнии супруги Юджин и Каролина Шумейкеры и канадский астроном-любитель Дэвид Леви обнаружили 24 марта 1993 года комету, состоявшую из фрагментов диаметром около 2 км, которые выглядели с Земли как нанизанные на нитку жемчужины. Этим «жемчужинам» предстояло бомбардировать газовый гигант Юпитер в течение нескольких суток начиная с 20.16 по Гринвичу 16 июля 1994 года, при этом ожидался взрыв, превышающий в 750 раз мощность всего накопленного на Земле на тот момент ядерного оружия.

Комете присвоили имя «Шумейкер–Леви 9», и упоминания о ней стали соседствовать с предсказаниями о конце света. Так, советский журнал «Наука и религия» поведал миру, что после столкновения кометы с Юпитером газовый гигант, в основном состоящий из водорода, превратится в гигантскую водородную бомбу, которая расколет Солнечную систему. Присовокупив, что с древнейших времен до наших дней кометы считались предвестниками бед, а в Средние века их даже прозвали бичами божьими.

Как и многие, я следил за движением кометы Шумейкер–Леви, и вдруг мне позвонили с «Леннаучфильма» и предложили написать сценарий документального фильма, посвященного этой самой комете. Предложение было неожиданным – я абсолютно не разбирался в загадках небесных светил, у нас и астрономии-то в школе не было, о чем я и поведал. В ответ услышал, что беспокоиться не стоит, меня просветят, только нужно приехать завтра в Институт прикладной астрономии РАН.

На следующий день ровно в три я вошел в громадную дверь старинного дома, где располагался институт. Переступив порог нужной аудитории, увидел каких-то людей, сидевших по двое за столами, как в школе, а у доски с мелом в руке стоял высокий худощавый человек, оказавшийся директором института академиком Сокольским. Как только я уселся, человек у доски начал говорить, словно дожидался именно моего появления, я же принялся усердно конспектировать .

В начале лекции академик рассказал, что помимо известных всем планет Солнечной системы существуют так называемые малые планеты или астероиды – космические тела, имеющие диаметр более 50 м и вращающиеся вокруг Солнца по собственным орбитам. Опасность столкновения некоторых из них с Землей столь велика, что ее нельзя игнорировать. Так, кинетической энергии Тунгусского метеорита диаметром около 17–20 м оказалось достаточно, чтобы вызвать взрыв мощностью в 1000 раз большей взрыва над Хиросимой. Падение же на Землю астероида диаметром 100 м окажет воздействие, сопоставимое с 1500 одновременно взорвавшихся Хиросим, а после столкновения с телом порядка 1 км в диаметре начнутся землетрясения, пожары и потопы, которые приведут к гибели цивилизации и долгой ядерной зиме.

88-8-2480.jpg
Существуют так называемые малые планеты
или астероиды, имеющие диаметр более 50 м
и вращающиеся вокруг Солнца
по собственным орбитам.  Иллюстрация ESA
Напомнил академик и о теории, согласно которой рухнувший на Землю примерно 65 млн лет назад гигантский астероид уничтожил популяцию динозавров и погрузил планету во мрак на целых два года. Но подарил слушателям и немного надежды, рассказав, что современный уровень развития науки и техники позволяет уничтожить любой угрожающий Земле астероид. Проще всего это сделать с помощью ядерного устройства, но вариант этот не является оптимальным, поскольку вместо крупного появятся 10 тыс. более мелких астероидов, которые постоянно будут представлять угрозу и чью траекторию будет еще сложнее вычислить.

Более рациональным представляется искусственное изменение траектории опасного небесного тела. Для этого можно запустить прямо в астероид или разместить около него космический корабль, чтобы тот в течение некоторого времени утаскивал астероид с его траектории за счет гравитационного воздействия (этот проект называется «Гравитационный трактор»). А еще (этот проект показался мне самым остроумным) можно нанести на поверхность астероида белую краску, после чего одна его сторона станет нагреваться солнечным светом больше, чем другая, что изменит траекторию астероида.

– Трагизм ситуации в том, – заявил в заключение академик, – что у мирового сообщества есть все необходимое, чтобы обнаружить и предотвратить столкновение с объектами размером более 500 м, в то время как главная угроза человечеству исходит как раз от астероидов размером меньше 500 м.

По окончании лекции меня отвели в бухгалтерию, где я подписал договор, в котором с удовлетворением увидел сумму своего будущего гонорара. Затем меня завели в большую комнату, где за огромным круглым столом трое солидных мужчин вели понятный им одним научный разговор. Один из них повернулся в мою сторону и поинтересовался, кто я такой. Я ответил, что сценарист, собираюсь писать про комету Шумейкер–Леви.

– Что вы говорите? Тогда вам непременно надо посмотреть фильм про Юпитер моего авторства, так сказать, Холшевникова–Феллини! Профессор Холшевников – это я, – пояснил мужчина.

В комнату вошел парень в потрепанном пиджаке и представился моим куратором. Он достал из шкафа кучу брошюр и вырезок из газет и передал их мне со словами: «Это материалы для вашей работы. Будут вопросы, обращайтесь».

– У меня уже есть вопрос, – заявил я. – Как столкновение кометы Шумейкер–Леви с Юпитером отразится на Земле?

– Никак! – ответил куратор. – Юпитер – крупнейшая планета в Солнечной системе. Его масса в 318 раз больше массы Земли. Взрыв, который произойдет при столкновении кометы с Юпитером, будет для него как слону дробина.

– Но при этом он может превратиться в гигантскую водородную бомбу?

– Не может. В водородных бомбах используют не обычный водород, а смесь его изотопов. Юпитер же в основном состоит из обычного водорода и взорваться, как гигантская термоядерная бомба, не может.

Через полторы недели сценарий, который я назвал «Последнее предупреждение из космоса», был написан; его основой стала речь академика Сокольского о грозящей всем нам астероидной опасности. Когда я прочитал сценарий худруку студии по фамилии Кац, тот гневно воскликнул: «Ну и что я буду здесь снимать, кроме говорящей головы?» Два последующих дня я пытался найти достойную художественную идею, а на третий на автобусной остановке столкнулся с профессором Холшевниковым.

– Что вас так озаботило, молодой человек? – моментально оценил он мое состояние.

– Ищу художественную идею для сценария, – сообщил ему я.

– Тогда мы не случайно встретились, – заявил профессор. – Известно ли вам, что уточнение орбиты интересующей вас кометы показало, что в 1972 и 1992 годах она уже приближалась к Юпитеру, и мы об этом ничего не знали, поскольку обнаружили ее только в марте 1993 года. Почему бы тогда неизвестному нам космическому телу или гигантскому астероиду не двигаться к Земле в эти самые минуты? И кто знает, может, самое время вспомнить библейское пророчество: «Придет день, пылающий, как печь, и пройдет бедствие посуху и по морю…»

Сказав это, он заскочил в подошедший автобус, а я подумал, насколько, наверно, мелкими кажутся ему современные проблемы в сфере политики, бизнеса и развлечений по сравнению с опасностью, о которой напоминает космос, посылая на землю очередные грозные предупреждающие сигналы. Проникнувшись подобными мыслями, я написал новый сценарий и отвез его на студию; через три дня в кассе Института астрономии РАН мне выдали причитавшийся в соответствии с договором гонорар.

…А 16 июля 1994 года, как и предсказывали ученые, комета Шумейкер–Леви врезалась в Юпитер. Кац сделал об этом фильм, в котором от моего сценария осталось только название «Последнее предупреждение из космоса»; после падения в феврале 2013 года челябинского метеорита оно мне кажется неверным. Тем более что ученые утверждают: чем дальше по времени мы удаляемся от последнего крупного столкновения, тем быстрее приближаемся к новому. 


Другие новости