0
14007
Газета Стиль жизни Печатная версия

05.03.2024 15:20:00

Ватиканская «дорога в ад»

Для чего в граде-государстве служат вокзал и поезд

Леонид Макшанов

Об авторе: Леонид Андреевич Макшанов – журналист.

Тэги: ватикан, железная дорога, папа римский, поезд, италия, священники, франциск


ватикан, железная дорога, папа римский, поезд, италия, священники, франциск Для того чтобы локомотив мог въезжать в Святой град, пришлось сделать специальный проем в стене. Фото Reuters

Не все знают, что при Святом престоле существует железная дорога. У самого маленького государства в мире – самая маленькая стальная колея, всего 300 м на территории и еще чуть более 500 м за территорией города. Она состоит из двух путей, при этом только один из них подъезжает к пассажирской платформе. Также есть два пути, предназначенные для грузовых вагонов.

Появилась она лишь в XX веке, а могла быть построена на век раньше. Однако тогдашний глава Католической церкви папа Римский Григорий XVI запретил строительство железки, назвав ее «дорогой в ад». Сегодня существует несколько версий, почему понтифик поступил так. Некоторые полагают, что глава Святого престола в принципе был против любых инноваций, особенно тех, которые ведут к развитию торговли и увеличению власти буржуазии, что, в свою очередь, может повлечь появление призывов проводить либеральные реформы, из-за которых ослабеет либо вовсе пропадет монархическая власть понтифика над Центральной Италией. Другие считают, что Григорий XVI слишком прислушивался к церковным иерархам, выступавшим против появления поездов в Папской области. Последние уверяли, что поездка в поезде может вызывать лень и гнев. А это два из семи смертных грехов. Кроме того, церковники полагали, что католик, имеющий тяжкие грехи, в которых не успел покаяться на исповеди, попадет в ад, если по какой-либо причине умрет в вагоне.

Лишь при понтификате Пия IX отношение к железной дороге изменилось. В Римской курии пришли к выводу, что поезда могут приносить пользу. Например, осуществлять перевозку паломников. Было даже принято решение начать строительство железной дороги в Папской области. Однако в 1860 году войска Королевства Сардинии захватили территорию, на которой осуществлялось возведение дорожной линии, а десятилетие спустя перестала существовать и сама Папская область. Рим стал частью Итальянского королевства.

В 1929 году между Святым престолом и королевством было заключено Латеранское соглашение. В результате появилось новое папское государство – Ватикан. Одним из обязательных пунктов конкордата было создание железнодорожной станции в граде-государстве и необходимость связать ее с сетью итальянских железных дорог. Вокзал начали строить в апреле 1929 года. Приемка путей и пуск первого локомотива состоялись в марте 1932 года. Тогда ватиканская железная дорога использовалась преимущественно для доставки грузов и лишь изредка – для перевозки пассажиров.

Первым понтификом, воспользовавшимся железнодорожной станцией, был папа Иоанн XXIII. 4 октября 1962 года он выехал в паломничество в Лорето и Ассизи «для более пылкого призыва к небесной помощи в преддверии Вселенского собора», который должен был начаться неделю спустя. В путешествие папа отправился на итальянском президентском поезде, предоставленном в его распоряжение. Идеи соорудить специальный папский вагон со спальней, кухней и даже балконом у Святого престола были, но они так и не реализовались.

Чаще всего ватиканской железной дорогой пользовался папа Иоанн Павел II. Но на вокзале Святого престола он был лишь два раза – 8 ноября 1979 года для символической поездки на поезде Итальянских государственных железных дорог «Арлекино» по случаю 21-го Дня железнодорожника и 24 января 2004 года, чтобы добраться до церкви Санта-Мария Ангелов (Ассизи) во время «специального паломничества» для встречи с представителями различных религий в День молитвы за мир во всем мире.

Для того чтобы локомотив мог въезжать в Святой град, пришлось не только построить каменный виадук Gelsomino из восьми арок с проемом 15,30 м и проложить по нему от станции Сан-Пьетро однопутную ветку, но и сделать специальный проем в городской стене Ватикана. Там были установлены 34-тонные железные разъезжающиеся в разные стороны ворота, которые до сих пор управляются при помощи диспетчера. Они открываются только для того, чтобы впустить или выпустить состав. Все остальное время наглухо закрыты.

Первая и единственная станция находится в 20 м от них, за собором Святого Петра. Однако, как и сама железная дорога, она такая маленькая, что часть платформы расположена за городской стеной. Здание вокзала было выполнено по проекту архитектора Джузеппе Момо. На фасаде красуются два барельефа авторства скульптора Рубино – «Чудесный улов святого Петра» и «Вознесение пророка Илии на огненной колеснице». Над скульптурными изображениями расположен герб Пия XI, поддерживаемый двумя аллегорическими фигурами, олицетворяющими Размышление и Действие.

4-12-2480.jpg
Здание ватиканского вокзала построено
по проекту архитектора Джузеппе Момо. 
Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Когда-то в здании вокзала существовал зал ожидания. Планировалось, что тут часто будут бывать римские понтифики. Поэтому небольшое помещение было обставлено с роскошью и отделано мрамором. В центральной части находился большой зал с изящным мощеным полом и фронтоном из цветного мрамора. Потолок покрыт лепниной, а восемь монолитных колонн выполнены из цельных кусков зеленого мрамора, высеченных на склоне горы.

В 1980-х годах роскошный зал разделили на две части. В одной из них сегодня расположен музей филателии и нумизматики, а во второй – сувенирный магазин. В углу платформы стоит трактор, подаренный Ватикану одной итальянской автомобильной компанией при папе Бенедикте XVI. Это, кстати, единственный локомотив во владении Святого престола: тяговая сила трактора позволяет оборачивать грузовые вагоны за неимением маневровых тепловозов.

В непосредственной близи от станции находятся знаменитые Ватиканские сады. Славятся они не только своей красотой и необычной флорой с несколькими родниковыми источниками и гротами. На их территории проживают многочисленные виды животных: несколько разновидностей летучих мышей, грызунов, белки, кролики, различные виды птиц, в том числе попугаи, а также ящерицы и змеи. С вокзала также можно увидеть Губернаторский дворец и Дом святой Марфы. Губернаторский дворец служит резиденцией Папской комиссии по делам государства-града Ватикан. Здание было построено между 1927 и 1931 годами. Дом святой Марфы – пристройка к собору Святого Петра. Она была возведена в 1996 году при Иоанне Павле II и названа в честь Марфы, сестры Лазаря из Вифании, которого, согласно Евангелию от Иоанна, воскресил Христос. Изначально это был гостевой дом для представителей духовенства, у которых есть дела со Святым престолом, а также временная резиденция для кардиналов на период конклава – избрания нового папы Римского. В 2013 году папа Франциск после своего избрания на престол святого Петра заявил, что не будет переезжать в Апостольский дворец, а останется жить в одном из номеров Дома святой Марфы.

Именно папа Франциск дал новую жизнь ватиканской железной дороге. Он решил сделать церковь и ее богатства, в том числе и материальные, доступными народу. В итоге каждую неделю начал ездить специальный поезд. Субботний тур «Целый день в Ватикане» включает в себя не только посещение ватиканских музеев и садов, но и проезд по железной дороге. От вокзала Ватикана все желающие могут добраться до Альбано Лациале – небольшого города в 25 км к югу от Рима, недалеко от которого расположена вилла Кастель-Гандольфо. Раньше это была летняя резиденция пап, но Франциск в 2016 году преобразовал ее в музей. От станции до виллы туристов доставляют на автобусе. Возвращаются гости уже не в Ватикан, а на станцию Сан-Пьетро, расположенную рядом с Ватиканом.

Несмотря на то что у Святого престола есть своя небольшая гвардия (около 150 человек), почтовая служба и радио, у града-государства нет собственных железнодорожников и поездов. Персонал и подвижный состав ватиканской железной дороги принадлежит Италии, правила железнодорожных перевозок тоже итальянские.

Впрочем, сейчас для Святого престола более актуален другой вид транспорта – вертолет. Ватиканский гелипорт был открыт в 1976 году и использовался для связи Ватикана с международными римскими аэропортами Фьюмичино и Чампино, а также резиденцией в Кастель-Гандольфо, где очень любил отдыхать папа Бенедикт XVI. Но это уже совсем другая эпоха – и другая история.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Милена Фаустова

Святой престол скрытно начал процесс признания киевских автокефалистов

0
4527
Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Милена Фаустова

В организации церемонии увидели подчиненность Католической церкви властям Франции

0
4524
Ватикан делает западное христианство антизападным

Ватикан делает западное христианство антизападным

О рисках заигрывания папы Франциска с прогрессистскими силами

0
4478
Решение по итальянским иммиграционным центрам в Албании отложено

Решение по итальянским иммиграционным центрам в Албании отложено

Александр Тараканов

Кассационный суд Италии решил дождаться мнения Суда Европейского союза по вопросу о "безопасных" странах

0
3620

Другие новости