Теперь на севере Индии станет плохо очень иметь три жены. Фото Reuters
Своеобразная политика Индии, особенно некоторых ее регионов, в отношении религиозных меньшинств добралась до сферы личной жизни. В гималайском штате Уттаракханд, расположенном на севере страны, 7 февраля приняли новый Гражданский кодекс. Местные мусульмане усмотрели в этом событии посягательство на свои религиозные права, потому что теперь не будут считаться законными семейные союзы, заключенные по шариату – своду правил жизни согласно нормам ислама. Ранее каждая община – исламская, христианская, сикхская или индуистская – жила по собственному традиционному кодексу.
Однако голос мусульманского меньшинства в штате звучит не очень громко, ведь здесь 85% населения составляют индуисты, а последователи ислама – чуть более 10%. В местном законодательном собрании большинство депутатских мест занимают представители партии «Бхаратия джаната», которая правит и на общеиндийском уровне. В распределении долей разных общин регион представляет собой своеобразную модель всей страны. Поэтому здесь удобно обкатывать инициативы, которые потом планируется распространить на остальную Индию. Более того, штат имеет особое значение в сакральной географии индуизма: тут сходятся важные паломнические маршруты. Высокие горы этой части Гималаев в древние времена ассоциировались со Сварга – небесной обителью богов-дэвов. Здесь берет свое начало священная река Ганг. Штат прозвали Жилищем богов.
Внедрение единого для всех Гражданского кодекса – один из трех столпов социально-политической предвыборной программы «Бхаратии джанаты», и Уттаракханд стал пилотным регионом в этом смысле. Два других принципиально важных проекта правящей партии уже выполнены – штат с преимущественно мусульманским населением Джамму и Кашмир утратил автономию, а в соседнем с Уттаракхандом штате Уттар-Прадеш недавно открыт храм индуистского бога Рамы на месте ранее разрушенной мечети (подробнее в «НГР» от 07.02.24).
Законодатели утверждают, что прекращение практик шариатского брака соответствует политическому устройству Индии как светского государства, где религия отделена от государства. Новый кодекс соответствует Конституции страны. С этой точки зрения ликвидация такой одиозной традиции, как многоженство, выглядит прогрессивно. Установлен и возрастной порог для раннего вступления в брак. Информационное агентство Reuters недавно привело мнения женщин-мусульманок по поводу нововведения, и эти мнения разошлись.
После сноса мечети в штате Уттаракханд начались беспорядки. Фото Reuters |
Именно со случаями похищения юных девушек связывают усилившиеся трения между общинами, а также между властями штата и мусульманским населением. Чиновники утверждают, что здесь процветает практика, которую называют «джихадом любви». Такое наименование ей дали праворадикальные индуистские группировки. Эти радикалы возлагают на всех сограждан-мусульман ответственность за то, что некоторые юноши соблазняют или похищают девушек из индусских семей.
Одна из подобных вспышек напряженности произошла весной-летом 2023 года. В мае в городе Уттаркаши двое молодых людей, один индуист, а другой мусульманин, предположительно похитили несовершеннолетнюю девочку. Двое обвиняемых были пойманы местными жителями, и против них было возбуждено уголовное дело. Их отправили в тюрьму в тот же день. Однако обыватели на этом не успокоились. Они распространили ответственность за происшествие на всю исламскую общину.
В городе появились плакаты, призывающие мусульман закрыть свой бизнес. В другом поселении магазины, принадлежащие правоверным, были помечены черными крестами. Ультраправые группировки призвали последователей ислама покинуть штат Уттаракханд. Представители властей заявили, что для пресечения участившихся случаев «джихада любви» правительство начнет проверку биографических данных людей, которые недавно переехали в регион. «Люди смогут жить в Уттаракханде только после такой проверки», – сказал представитель региональной власти. Газета The Hindu указывает, что в те месяцы было зафиксировано еще пять случаев, когда молодые индуски убегали из дома с мусульманскими юношами.
Но вернемся в начало текущего года. 8 февраля, то есть на следующий день после принятия Гражданского кодекса, власти штата сделали прямой выпад против мусульманского сообщества, разрушив мечеть и медресе. В качестве причины указывалось, что эти сооружения представляли собой самострой. Ранее сносили и другие строения, которые признавались не соответствующими закону, например вплотную примыкали к железнодорожному полотну.
После демонтажа мечети в регионе вспыхнули беспорядки, несколько человек погибли. Было введено чрезвычайное положение. Оппоненты правящей партии считают, что и разрушение мечети, и запрет на шаритский брак – звенья одно политической цепи, а не защита людей от пережитков прошлого.
Тем более что и среди индусов таких пережитков в сфере личной жизни предостаточно. Особенно много рудиментов прошлого обнаруживается в южных районах страны. Женские организации много лет обращают внимание на такое явление, как девадаси – храмовую проституцию. Впрочем, утверждают социологи, ритуальный характер этого явления давно потерял свое значение, и в наши дни приверженностью сомнительным традициям оправдывают проявления банальной секс-индустрии.
Порок процветает на юге Индостана, потому что там царитнищета, а население не очень социально развито. Феномен распространен среди низших каст. Несмотря на демократический характер республики, кастовые предрассудки здесь далеко не изжиты. В 2016 году было проведено большое исследование Национальной комиссией по делам женщин (NCW), которая доказала существование в наши дни девадаси как формы сексуальной эксплуатации.
Закон суров, но и любовь – зла.
комментарии(0)