0
7395
Газета Стиль жизни Печатная версия

15.02.2024 19:21:00

Про Японию и возвращение "русского стиля"

В Токио думаешь о том, как теперь у них – и как могло бы быть у нас

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: япония, традиции, одежда, еда, декоративно прикладное искусство, петр первый, петербург, культурологическая подмена, русский стиль


35-8-2480.jpg
В Японии в кимоно и другой
традиционной одежде люди
не стесняются ходить по улицам.
Зябкая японка в шелковом кимоно на тротуаре зимнего Токио: смотрю на нее, и ее образ рождает целый вихрь мыслеобразов.

Как бы сложилась история всей планеты, если бы Петр I не решил поднять Россию на дыбы? Декоративно-прикладное искусство в странах Азии и Дальнего Востока – полноценное «академическое» направление, занимающее почетное место в центральных залах главных музеев столиц. Речь о керамике, фарфоре, металле, дереве, вышивке, лаковом искусстве. И в России все это было тоже, но после разворота на Запад у нас начали ценить по большому счету только живопись (и отчасти скульптуру), все остальное – так, ерунда, малозначимая художественная самодеятельность.

И на протяжении десятилетий, если не столетий, именно так декоративно-прикладное искусство и продолжает восприниматься. А ведь это – важнейший пласт национального культурного достояния, который мы позволили Петру отрубить вместе с нашими бородами. Добровольно положили голову на художественную плаху. Забудьте, чем занимались ваши предки целыми поколениями. Начинайте все по-другому. Как долговязые голландцы придумали, так мы за ними и будем повторять.

Кстати, вы знали, что в голландских паспортах фигурирует рост обладателя? Интересно, их прямо в паспортном столе заставляют снять ботинки и измеряют – помните, в детстве были такие штуки с планкой, которую нам клали на макушку? Прибор объективного контроля родом из СССР. «Так, так, не горбимся! Как-никак на паспорт вас измеряем!»

Поэтому когда от меня слышат: «Не очень люблю Питер», приходится объяснять, что Питер для меня – это символ России, которую мы потеряли. Мифический град Китеж, который мог бы быть, вместо которого возвели Мойку и мост с укрощенным лошадьми. Подсунули нам эклеры от долговязых голландцев, поманили нас припудренной Европой с фальшивыми мушками на щеках.

В особенности эта культурологическая подмена очевидна, когда возвращаешься из самодостаточных азиатских стран, обладающих эстетической цельностью: Китая, Японии. Понятно, что первая волна глобализации XIX–XX веков наложила значительный отпечаток на внешнюю сторону жизни во всем мире. Как ни крути, европейская (римская и греческая цивилизации в основе) культура была доминирующей на планете, и это нашло свое отражение во всех странах. Разве что Африка осталась, насколько я понимаю, черной дырой – территорией, практически не тронутой западным миром.

35-8-1480.jpg
Токио залит солнечным светом,
дробящимся в зеркальных окнах
небоскребов и расчерчивающим
город строгими тенями. 
Фото автора
Сохранение художественного ДНК нации в максимально нетронутом первозданном виде очень важно. Давайте представим, что какой-то из японских императоров настолько впечатлился европейскими манерами и кухней, что приказал всей стране резко завязать с рисом и татами и велел перейти на картошку и паркет. Можете себе представить? Вот и я не могу.

Однако в истории нашей страны произошло что-то подобное, резко изменившее траекторию ее развития. Как при столкновении небесных тел, просчитать дальнейшие изменения чрезвычайно сложно. Петр, как метеорит, воткнулся в развитие огромной страны и поменял ее вектор. А потом вы меня будете просить восхищаться стрелкой Васильевского острова? Русской души в белых стенах Владимирских соборов я чувствую больше, чем в циклопическом Исаакии. Петр влюбился в Амстердам и Стокгольм и скроил Петербург из архитектуры этих двух городов. Да, для России это все необычно, но для Европы, мягко говоря, вторично, разве нет?

Как сказал мой редактор: «Пишите искренне, тогда получится интересно». Вот я и пишу искренне. Про Петра, поднявшего Россию на дыбы, и про Японию, в которой по-прежнему существуют отели, принадлежащие одной и той же семье на протяжении 700 лет. Понятно, что история не знает сослагательного наклонения, но тем не менее, возвращаясь из Азии, всегда раздумываешь о том, как теперь у них – и как могло бы быть у нас.

001-t.jpg
Фото автора
Древняя Русь, Россия послепетровская – вплоть до революции. Затем СССР довоенный, СССР послевоенный, Россия периода полураспада в 90-е, Россия сегодняшнего дня. Они настолько разные, история страны словно из разных кусочков сшита. И просто чудо и провидение Божье, что в критические моменты страна не рассыпалась полностью.

Каждому, кто, потягивая совиньон блан, захочет порассуждать о том, в чем, по их мнению, мы не правы, я предложу посмотреть на карту и сравнить размеры стран. «Протянуть железнодорожную ветку в соседнюю деревню» – это же просто, усмехнется такой специалист, не учитывая масштабов страны. В европейских странах размером с носовой платок это, может быть, и легко, а когда соседняя деревня в 200 км и нужно прорубиться к ней сквозь вековую тайгу? Легко рассуждать. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Самый простой пример – в Японии кимоно и другие традиционные одежды можно увидеть на улицах, и они не являются чем-то странным, их носят не фрики, возвращающиеся с костюмных вечеринок. Это – часть культуры страны. Это – визуализация гордости. Это – парадная одежда, которую надевают, чтобы подчеркнуть значимость события. Внимание, вопрос: а у нас на улицах косоворотки и кокошники давно видели?

002-t.jpg
Фото автора
Сейчас много разговоров про возвращение «русского стиля» – прекрасно, что они ведутся, но пока все они большей частью беспомощны и наивны, как рисунки третьеклассника. И без попытки со стороны государства сформировать национальный художественный образ страны все это абсолютно бесполезно. Для этого нужно привлекать лучших мастеров из ныне живущих – самых сильных художников своего поколения. А не тех, кто просто удобен чиновникам Минкульта. И пока «русский стиль» пытаются сформулировать не билибины XXI века, а галеристки, возомнившие себя художницами, мы будем продолжать восхищаться силуэтом кокошника, помещенным на чехол китайского телефона. Вот и весь наш «русский стиль».

Каждый раз, когда возвращаюсь из Японии, вслед за восхищением приходит какое-то горькое похмелье, состоящее из риторических вопросов. И в какой-то момент мои путевые заметки чукотского писателя: «что вижу-то пою» начинают звенеть от праведного гнева. В следующий раз эти грустные мысли попрошу давать курсивом.

…Ужинал в рыбном ресторане набором, содержащим кусок трески. Фукусима, не Фукусима, совершенно не важно, в каком из городов. Высококлассная японская еда – это, конечно, какая-то магия. Есть просторечное понятие «хрючево» – ну такая, знаете, плошка, в которой намешано не важно что, главное, чтобы побольше и посытнее. Так вот качественная японская пища – это антитеза хрючева. Когда каждый кусочек имеет свой вкус, индивидуальность, и понимаешь, что повар не готовит, а по-настоящему творит на кухне. В одной из прошлых публикаций о Японии прозвучала мысль: «Японскую еду мы едим пинцетом» – потому что палочки со стороны выглядят именно так. И вкус – ювелирно выверенный, основанный на высочайших стандартах качества как полуфабриката, так и готового блюда.

003-t.jpg
Фото автора
Посетил штаб-квартиру школы икебаны Согэцу, расположенную в районе Акасака Мицукэ – это город в городе. Комплекс респектабельных зданий, огромный парк с резиденциями членов японской императорской семьи. Нам сложно себе представить, но это действительно возможно. Помните, в «Иване Васильевиче...»: «Царь. Очень приятно, Царь». Так же и здесь мой сосед – принц. Или очередь за своим латте в кофейне ты занимаешь за принцессой. В общем, район очень не простой. Я, конечно, не гуглил уровень стоимости объектов недвижимости, но цены, без сомнения, императорские. Наверняка, чтобы прикупить здесь квартиру, нужно еще и пройти серьезный фейс-контроль. Чтобы абы кто не мог стать соседом принца.

Токио залит солнечным светом, дробящимся в зеркальных окнах небоскребов и расчерчивающим город строгими тенями. Токио в феврале, когда каждой клеточкой начинаешь чувствовать поворот на весну – это что-то особенное. 










Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
880
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
1631
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1853
Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Владимир Скосырев

США, Япония и Южная Корея оформили новый альянс в Азиатско-Тихоокеанском регионе

0
2508

Другие новости